Немецкая Audi прогнозирует нехватку микрочипов и сбои в производстве автомобилей еще как минимум на два года. Осторожны в прогнозах и другие европейские бренды, включая BMW, Skoda, Mercedes и Volkswagen. Дефицит автомобилей, вероятнее всего, продолжится в течение всего 2022 года — аналитические агентства прогнозируют недовыпуск 10-15% машин. Следовательно, и на российском рынке сохранится дефицит. При этом нехватку автомобилей могут восполнить китайские бренды, которые уже сейчас наращивают поставки и расширяют модельные ряды.
Китай наращивает производство
Пока европейцам приходится останавливать конвейеры на своих заводах по всему миру, китайские автоконцерны уже наращивают мощности. В 2022 году оптовые продажи машин планируют увеличить на 5%, сообщает агентство Синьхуа со ссылкой на прогноз Китайской ассоциации производителей пассажирских автомобилей.
Это объясняется тем, что Китай оказался в более выгодном положении в ситуации с микрочипами, чем Европа и США, считает партнер аналитического агентства «Автостат» Игорь Моржаретто. Большая часть производств по выпуску полупроводников сосредоточена в КНР, а также на Тайване, но их тоже в основном курируют китайцы. И после всех торговых войн и санкций Китай сейчас, по сути, испытывает меньше всех проблем из-за кризиса с микрочипами.
Европейские, американские и некоторые азиатские концерны сейчас планируют наладить собственный выпуск электронных компонентов. Но это требует времени и вложений, поэтому как минимум пару лет ситуация останется на нынешнем уровне.
Впрочем, некоторые эксперты делают более оптимистичные прогнозы. Генеральный директор агентства Vector Market Research Дмитрий Чумаков предполагает, что ситуация по нескольким европейским автомобильным маркам существенно улучшится в декабре 2022 года.
Продажи китайских автомобилей в России растут
В России автомобили китайских марок переживают бурный рост. Относительно новые на отечественном рынке игроки Haval и Chery уже начинают обгонять конкурентов. В топ-10 самых продаваемых автомобилей в 2021 году, по версии «Автостата», они не попали, но имеют все шансы потеснить в 2022 г. даже Toyota, Renault и Skoda. Помимо этого, китайский концерн Great Wall Motor запустил в России процесс регистрации двух новых автомобильных брендов: Ora и Aura.
Машины Haval в этом году покупали чаще Mitsubishi. Рост продаж за год, по данным Ассоциации Европейского Бизнеса, составил 125%. В октябре компания реализовала в России 4 803 автомобиля, что в 3 раза больше, чем в аналогичный период прошлого года. И это даже при том, что компания поднимала цены на свои машины семь раз за 2021 год.
Спрос на Chery в прошлом году поднялся вообще на рекордные 266%. Бренд продал 28 786 автомобилей за год. Более того, Chery попал в десятку самых популярных кроссоверов и внедорожников по версии АЕБ. Chery Tiggo 7 Pro оказался на девятой строчке с результатом 1795 штук, это в 3,7 раза больше, чем годом ранее.
На лидирующие позиции в сегменте выходит и Geely, который продолжает увеличивать объемы поставок автомобилей в России. В портфеле компании всего три модели (Coolray, Atlas Pro и Tugella), однако аналитики отмечают невероятный спрос: с начала года продажи Geely выросли на 67%. Всего за 10 месяцев 2021 г. китайский бренд продал 19,6 тыс. автомобилей. Это больше, чем, например, Peugeot, Suzuki и Subaru вместе взятые.
Помимо выигрышной ситуации с электронными компонентами, на рост популярности автомобилей китайских брендов влияет и их цена. Как правило, эти машины продаются на 300-400 тысяч дешевле, чем европейские конкуренты. Плюс ко всему, автомобили из КНР можно приобрести без накруток и допов — производители пристально следят за дилерами, реализующими их продукцию, отмечает партнер агентства «Автостат» Игорь Моржаретто. Помимо этого, по словам эксперта, китайские бренды выводят на рынок достаточно конкурентоспособные автомобили, которые уже сопоставимы по качеству, например, с корейскими.
Генеральный директор агентства Vector Market Research Дмитрий Чумаков считает, что китайские автомобили все-таки вряд ли займут существенную долю рынка в ближайшее время.
«Китайские производители действительно показывают впечатляющие темпы и рост объемов производства и совершенствования своего продукта. Он становится более привлекательным, более безопасным и более инновационным. Тем не менее автомобили китайского происхождения и под китайскими марками у части покупателей вызывают определенные сомнения и недоверие. Это зачастую связано с недостатком опыта, знания и понимания продукта. Для европейских компаний крайне важно максимально быстро решить все производственные проблемы, задачи, связанные с логистикой и с поставками комплектующих, потому что российские покупатели начнут знакомиться с китайскими автомобилями. Если они им понравятся, то вполне вероятно, что со временем доля китайских производителей будет расти», — предполагает Чумаков.