В России число дорожных камер стремительно растет из года в год. Более того, комплексы фото- и видеофиксации регулярно модернизируют, чтобы они могли вычислять еще большее количество нарушений. Сами камеры отличаются по своему функционалу и даже внешнему виду. Впрочем, самым экзотичными мобильными комплексами стали беспилотники, о которых пока еще знает не каждый водитель. Пока функционал таких аппаратов не слишком большой, однако применяются они уже в целом ряде российский регионов. Разбираемся, как работают и за что штрафуют беспилотники ГИБДД.
Как это работает
Летательный аппарат, находясь в воздухе, непрерывно ведет видеозапись. При этом изображение транслируется в онлайн-режиме на специальный планшет инспекторов ГИБДД и записывается на жесткий диск. Беспилотник фиксирует само нарушение ПДД, марку и модель автомобиля, а также его номер. С этого момента камера дрона крупно фокусируется на машине, и оператор в ручном режиме непрерывно сопровождает транспортное средство вплоть до его остановки вторым экипажем ДПС. Далее, на основании видеозаписи нарушения ПДД, инспекторы составляют в отношении водителя протокол об административном нарушении. В качестве доказательной базы к нему приобщают видеозапись правонарушения.
Какие нарушения фиксируют
На данный момент летательные аппараты в основном фиксируют только один вид нарушения — выезд на встречную полосу за сплошную линию разметки. Согласно ч. 4 ст. 12.15 КоАП, за это грозит штраф в размере 5 тыс. руб., если он оформляется в автоматическом режиме. Если протокол лично оформит инспектор ГИБДД, водителю будет грозить лишение права управления сроком от 4 до 6 месяцев.
Также дроны позволяют сотрудникам ГИБДД контролировать ситуацию на дороге в условиях пробок. Так ловят нарушителей, которые пытаются объехать образовавшийся затор. Обычно штраф за такое нарушение составляет 1500 рублей.
При этом метрические замеры такая техника пока делать не может. То есть дроны, например, не в состоянии фиксировать превышение скорости. Постановление о нарушении, выписанное с помощью беспилотника, можно попытаться обжаловать, как и любой другой штраф.
Какие дроны бывают
Инспекторы ГИБДД могут применять как беспилотные дроны, так и управляемые с земли квадрокоптеры. Использование таких летательных средств для фиксации нарушений ПДД не противоречит российском законодательству. Более того, запись с камеры также служит доказательной базой нарушения в суде.
Вес дрона составляет 6,5 кг. Заряда батареи хватает на более чем два часа непрерывного полета на высоте около 700 метров и на расстоянии до 25 км от места установки антенны. Зоны, которые контролируются летательными аппаратами, нередко обозначают специальными знаками, предупреждающими об этом.
Где применяют
На данный момент летательные аппараты следят за ситуацией на дорогах во многих российских регионах. Впервые беспилотники встали на вооружение ГИБДД в 2014 году. Например, полицейские дроны используют инспекторы Краснодарского края. В ведомстве применение летательной аппаратуры признали очень эффективным, и полицейские рейды с участием беспилотников проводят там на регулярной основе. Особенно это актуально в летний период, когда количество автомобилей на трассах региона сильно увеличивается, как и число нарушений.
Летательные аппараты пополнили и арсенал сотрудников ГИБДД Тюменской области. В 2015 г. к регионам, где водителей штрафуют беспилотники, присоединились Дальний Восток и Свердловская область. Еще через год дроны запустили над трассой из Перми в Екатеринбург. Затем использовать технику стали в ГИБДД Ставрополья и в Амурской области. Сейчас список регионов, где применяются летательные аппараты для нужд Госавтоиспекции, выглядит так:
- Адыгея;
- Забайкальский край;
- Воронежская область;
- Ингушетия;
- Краснодарский край;
- Новосибирская область;
- Удмуртия;
- Ростовская область;
- Красноярский край;
- Амурская область;
- Татарстан;
- Свердловская область;
- Москва;
- Пермский край;
- Тюменская область;
- Бурятия;
- Омская область.