Новый штраф для автомобилистов за выброс мусора из машины появится в КоАП. Концепцию законопроекта поддержал Комитет Совета Федерации по конституционному законодательству и госстроительству. Об этом ранее рассказал представитель комитета Андрей Клишас. Положительный отзыв отправили для рассмотрения в профильный комитет Госдумы. Отвечаем на главные вопросы о том, кого будут штрафовать, когда и за что.
На сколько будут штрафовать и что именно будет считаться нарушением?
Штраф за выброшенный из машины мусор предлагают установить на отметке в 3 тыс. рублей. Наказывать будут за «несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления». За повторное нарушение максимальный размер штрафа составит 5 тыс. рублей. Если же такое нарушение повлечет причинение вреда здоровью людей или окружающей среде, заплатить придется уже 7 тыс. рублей.
Пока до конца не понятно, в какой момент водитель будет попадать на штраф: если он будет выбрасывать мусор прямо на ходу из окна, или же, если, к примеру, привезет в лес старые покрышки и устроит несанкционированную свалку. Однако ранее эксперты говорили, что такой штраф нужен именно для тех, что привозит мусор в леса, парки и садоводческие товарищества и сбрасывает все лишнее там. Например, это могут быть отходы от стройки или ремонта или запасы бытового мусора. Водителей, которых поймают за такое нарушение, и хотят наказывать более серьезными штрафами.
Разве сейчас за выброс мусора штрафа нет?
Сейчас для нарушителей существует штраф за несоблюдение требований в области охраны окружающей среды. Для физлиц он составляет 1-2 тыс. рублей и 2-3 тыс. руб. — за повторное нарушение. Однако отдельной статьи в КоАП, которая предусматривала бы штраф за выброс отходов именно из автомобилей, не существует. Учитывая, что водители имеют возможность загрузить в багажник большое количество мусора, а потом спокойно уехать, законодатели и придумали отдельный вид штрафа. Кроме того, поймать нарушителя-автомобилиста будет проще, отследив его по госномерам.
Штрафовать за выброшенный мусор уже предлагали. Что случилось с той инициативой?
Весной 2021 года в Мособлдуме рассказали, что совместно с Мосгордумой уже разработали поправки в КоАП, предусматривающие возможность фиксировать незаконный сброс мусора из автомобилей при помощи дорожных камер и строже за это наказывать. Причем ответственность для граждан предложили установить на уровне от 40 тыс. до 55 тыс. рублей. Однако дальше предложений инициатива пока не продвинулась. Autonews.ru направил запрос в Минюст по поводу дальнейшей судьбы документа.
Таблица штрафов за несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сбросе отходов из транспортных средств в из проекта поправок в КоАП от Мособлдумы и Мосгордумы | ||
Вид штрафа | При первом нарушении | При повторном нарушении |
Для граждан | от 40 тыс. до 55 тыс. рублей | от 60 тыс. до 70 тыс. рублей |
Для предпринимателей | от 60 тыс. до 80 тыс. рублей | от 80 до 100 тыс. рублей, с конфискацией транспортного средства |
Для юрлиц | от 100 тыс. до 120 тыс. рублей | от 150 тыс. до 200 тыс. рублей, с конфискацией транспортного средства |
Будут ли приходить штрафы водителям за мусор с камер?
Версия от Мособлдумы и Мосгодумы предполагает фиксацию нарушения при помощи камер и оформление постановлений на основе этих данных. Если нарушение зафиксируют с помощью дорожных камер, то собственник автомобиля, госномера которого распознает камера, должен получить «письмо счастья» на 10 тыс. рублей. При повторном нарушении — 20 тыс. рублей. В Совфеде пока про камеры ничего не говорят.
Могут ли дорожные камеры вообще распознать сброс мусора?
Операторы дорожных камер считают, что начать фиксацию нового нарушения в автоматическом режиме возможно. Однако для этого алгоритм должен получить четкие инструкции о том, какие именно объекты ему придется идентифицировать. Например, операторам нужно понимать, чему обучать камеры и нейросеть: отличать покрышки, мешки с отходами или упаковку от мусора, сигареты или бутылки.
На это обратили внимание в ассоциации производителей и операторов систем распознавания и фотовидеофиксации «ОКО». Там рассказали, что научить камеры автоматически распознавать крупногабаритный мусор одного типа, например, мешки или крупный строительный мусор, действительно возможно. А вот с мелким мусором сложнее — ведь формы и виды могут быть совершенно разными.
В ассоциации усомнились в целесообразности использования дорожных камер для фиксации сброса мусора. По крайней мере на скоростных магистралях и в процессе движения автомобилей. А вот фиксацию выброса твердых коммунальных отходов существующие сейчас технологии распознавания способны обеспечить. Только потребуется доработать алгоритмы под эту конкретную задачу. Для этого придется устанавливать фотоловушки в проблемных и популярных местах — там, где водители привыкли организовывать стихийные свалки. При этом все полученные материалы придется осматривать в ручном режиме.
В компании «Технологии распознавания» (специализируется на разработке дорожных камер и программного обеспечения) рассказали об еще одной технологии, которая может установить все автомобили, которые находились рядом с проблемной зоной в момент сброса мусора. Работает это так: по установленным рядом камерам можно определить точное время, когда появилась незаконная свалка. Далее с камер можно собрать информацию об автомобилях, которые в этот момент находились рядом. Возможно, даже получится запечатлеть госномер припаркованного на время стихийной утилизации автомобиля. Подозрительные машины, например, грузовые самосвалы на основании этих данных правоохранительные органы смогут объявлять в розыск и проводить расследование.