Производство первого отечественного автомобиля класса люкс Aurus запускал лично Владимир Путин — весной 2021 года. Президент дал старт выпуску машин на специальном мероприятии. Это произошло спустя три года после первого публичного дебюта Aurus — в мае 2018-го Путин приехал на инаугурацию на новом отечественном лимузине.
Позже президент неоднократно оказывался за рулем Aurus. В том числе именно управляя лимузином, Владимир Путин первым проехал по трассе «Таврида» в Крыму. Тогда глава государства лестно отзывался о характеристиках российского автомобиля и особенно подчеркнул, что он производится из российских комплектующих. Действительно, большая часть поставщиков Aurus является отечественными производителями — таких компаний уже 68%, и это процент продолжает увеличиваться.
В Особой зоне
Завод по выпуску первых российских люксовых автомобилей располагается в Особой экономической зоне «Алабуга». В будущем к модели Senat на предприятии Aurus присоединится внедорожник Komendant. После освоения второй модели расчетная мощность предприятия может достигать 5000 автомобилей в год — это потенциально максимальный объем производства.
Автомобили Aurus — продукт современного и высокотехнологичного завода. Компактное по меркам индустрии предприятие оснащено по последнему слову техники — здесь беспрецедентная для отечественного автопрома степень автоматизации. Но чтобы точнее понимать, насколько передовое производство открыто в Татарстане, необходимо упомянуть пару важных фактов о заводе.
На текущий момент на сборочном производстве Aurus трудятся 99 высококвалифицированных сотрудников, из которых 29 — это административный состав, а остальные 70 человек — работники производства. Главный секрет столь немногочисленного коллектива кроется в высокотехнологичном производстве с очень высокой степенью автоматизации.
Прочный кузов
Все начинается с цеха штамповки. Листовой прокат из Магнитогорского металлургического комбината поступает в штамповочный цех, где самым современным методом горячей штамповки изготавливается силовой каркас и внешние панели кузова. Причем здесь же применяется и новейшая технология горячей оцинковки, которая делает детали кузова Aurus стойкими к внешней агрессивной среде и очень хорошо защищает их от коррозии.
Затем заготовки для кузова поступают в сварочное производство. Кстати, сварочный цех на заводе Aurus — один из тех, где используется больше всего ручного труда. Но здесь подобная технология применяется не просто так. Дело в том, что кузов Aurus — один из самых жестких и прочных в мире, поскольку автомобиль обладает высокой пассивный безопасностью. И для сварки его силовой структуры требуется особая технология с полуавтоматическими клещами. Кроме того, такой подход применяется еще и потому, что на этапе сварки закладывается и часть шумоизоляции автомобиля. Ведь по части акустического комфорта для пассажиров Aurus — также один из лидеров в классе.
Ну и к тому же, технология полуавтоматической сварки — наиболее оптимальный процесс для таких эксклюзивных производств, где объем выпуска продукции не очень велик. Более того, именно такой подход позволяет установить высокий контроль качества за выпускаемой продукцией. Сразу после сварки каждая деталь кузова проходит строжайший контроль от обычного визуального осмотра до «просвечивания» ультразвуком. Ведь на полностью сваренном кузове Aurus более 7500 сварных точек, и каждая из них должна соответствовать высоким стандартам качества.
С вниманием к деталям
Только после полной проверки качества сварных швов окончательно готовый кузов поступает в покрасочный цех. Покраска производится на полностью автоматизированом производстве, где сначала кузов проходит через специальную ванну катафорезного грунтования, а затем уже красится в любой из доступных в палитре Aurus цветов с помощью роботов.
Затем кузов поступает в цех сборки. В этих помещениях располагается 13 сборочных станций. Сначала кузов проходит через линию внутренней отделки, где производятся начальные операции по установке дополнительной шумоизоляции, проводки, жгутов моторного отсека, электронных блоков и других сложных технических деталей. Параллельно располагается участок подсборки бортового оборудования и оснащения салона, начиная от тормозной системы и заканчивая обивкой потолка.
Далее автомобиль двигается на следующую линию, где устанавливают стекла. И этот процесс также полностью автоматизирован: здесь вновь за все отвечают роботы с манипуляторами, которые с филигранной точностью вклеивают ветровое и заднее стекло в проемы кузова.
По соседству находится участок подсборки деталей внутренней отделки, где также применяется новейшие технологии ультразвуковой сварки. И так на каждом из 13 этапов автомобиль обрастает всем необходимым оборудованием, начиная от электронных блоков и проводки, и заканчивая роскошными декоративными накладками из натурального шпона на переднюю панель.
А далее на одном из завершающих постов происходит сложный процесс, который в индустрии также называют «свадьбой». К кузову практически со всем навесным оборудованием пристыковывают силовой агрегат с трансмиссией и карданным валом, а также топливный бак. При этом сам силовой агрегат прибывает на завод Aurus уже в собранном виде.
Технологии в автомобиле
Еще на этапе проектирования отечественные инженеры понимали, что будущее автомобильной индустрии — за электрификацией. Именно по этой причине силовая установка Aurus изначально была разработана гибридной.
Она представляет собой тандем 4,4-литрового V8 с двойным турбонаддувом и электродвигателя российского производства, интегрированного в картер коробки передач. Совокупная мощность комбинированной силовой установки составляет 598 лошадиных сил, а пиковый крутящий момент достигает 880 Нм.
Ассистирует этому мотору уникальный 9-ступенчатый «автомат». Его особенность в том, что вместо традиционного гидротрансформатора здесь используется быстродействующие электронно-управляемые фрикционные элементы, повышающие скорость переключений передач и в целом эффективность трансмиссии. Причем, передовая трансмиссия также целиком и с нуля создана отечественными специалистами из инжиниринговой компании KATE.
Впрочем, в Aurus не планируют ограничиваться одной лишь гибридный силовой установкой. Сейчас полным ходом ведутся разработки в области перспективных технологий на альтернативных видах топлива. Несколько месяцев назад на Международном экономическом форуме во Владивостоке был представлен Aurus Senat Hydrogen с водородной силовой установкой. Такая модификация седана обладает не только схожими c машинами на традиционном ДВС характеристиками, но и огромным запасом хода в 600 км при абсолютно нулевых выбросах в атмосферу.