В России с 30 ноября 2021 года вступил в силу новый ГОСТ по правилам отзыва автомобилей. Ранее об этом стандарте уже писал Autonews.ru. К нему, помимо нашей страны, присоединились Армения, Белоруссия, Киргизия и Узбекистан. Разработчики стандарта ввели терминологию и классифицировали дефекты по опасности для водителей.
В первую очередь, документ утверждает порядок проведения отзывных кампаний в автомобильной отрасли. Например, в стандарте описаны 3 градации риска: низкий, средний и высокий. Они оцениваются по двум показателям: тяжести опасных событий и их вероятности.
Возможность в документе делится на маловероятную, вероятную и частую. Тяжесть событий зависит от ущерба, который может повлечь какой-либо дефект, и от того, какой был нанесен вред здоровью, имуществу и окружающей среде.
Например, низкий уровень опасности определяется тем, что брак не сильно влияет на функциональные характеристики автомобиля и не наносит вреда экологии и здоровью людей. Средний — означает, что транспортное средство остается управляемым, дальнейшая эксплуатация может привести к опасным событиям с высоким уровнем тяжести. Высокий уровень риска присваивается тем дефектам, которые влекут за собой полный отказ системы и наносят значительный вред здоровью или приводят к ощутимому загрязнению окружающей среды.
Более того, ГОСТ предусматривает три вида отзыва в зависимости от вовлеченности Росстандарта. Сам автопроизводитель может объявить добровольный отзыв после получения информация о дефектах. Причем они не должны превышать первый — самый низкий — уровень риска. В этом случае автокомпания самостоятельно проводит все проверки и контролирует проведение сервисной акции.
Второй тип отзывной кампании по ГОСТу — «добровольный под надзором». Такая сервисная акция, если зафиксирован второй уровень опасности. Принудительный отзыв объявляют, если автопроизводитель не согласовывает с Росстандартом отзывные мероприятия либо отказывается их проводить.
Причиной создания нового ГОСТа стало стало нежелание автопроизводителей проводить официальные отзывы. Помимо этого, в России некоторые автоконцерны уже перевели сервисные акции в цифровой формат.
Для остальных Росстандарт собирается разработать систему личных кабинетов. Они должны заработать до конца нынешнего года. С их помощью производители смогут направлять информацию по отзыву онлайн, а владельцы машин будут узнавать о подобных кампаниях по VIN-номеру на портале Госуслуг.