Сотрудники ГИБДД из нескольких регионов рассказали Autonews.ru о безотказной схеме, по которой они могут убедить автомобилиста снять с автомобиля тонировку. Сейчас лобовые и передние стекла автомобиля должны пропускать не менее 70% света. Штраф за такое нарушение, согласно ч. 3.1 ст. 12.5 КоАП, составляет 500 рублей. Инспектор имеет право потребовать устранить нарушение на месте, однако водители зачастую не соглашаются в надежде отделаться штрафом. Тогда полицейские могут дополнительно выписать требование о прекращении противоправных действий, по которому водитель должен устранить нарушение — обычно на это дают 10 дней.
Если в течение года этого автомобилиста опять поймают сотрудники ГИБДД, водителя могут привлечь уже по более серьезной статье — за невыполнение законного требования сотрудника полиции. Такие действия подпадают под определение ч. 1 ст. 19.3 КоАП — за это наказывают штрафом от 2 до 4 тыс. рублей либо административным арестом на срок до 15 суток. Однако зачастую водители игнорируют требование об удалении глухой тонировки и продолжают ездить с ней дальше в надежде, что инспектора не встретят. Против таких автомобилистов инспекторы запускают негласную операцию «Карусель», которую придумали сами.
«Мы останавливаем машину с тонировкой, измеряем, выявляем нарушение и спрашиваем, водителя, будет ли он снимать пленку, — анонимно рассказал один из инспекторов ГИБДД. — Водитель на это отвечает, что нет, ничего он не устранит. Мы пишем штраф 500 рублей, и он едет дальше».
После этого полицейские садятся в патрульный автомобиль, следуют за водителем и снова его останавливают через 200 — уже по новому адресу. «И мы снова говорим, мол, тонировочка у вас, уважаемый водитель. Тот возмущается, ведь он только что получил штраф. Но ведь штраф — это не проездной. Объясняем, что он опять выехал на дорогу с нарушением. Снова спрашиваем, будет ли снимать, тот отказывается. И мы выписываем еще штраф, абсолютно правомерный. Ведь это уже новый адрес, другое время, после чего водитель едет дальше. И через 200 метров опять повторяем. И так пока водитель не сдастся», — объяснил инспектор.
Быстрее сдаются спешащие по делам водители. «Остановили как-то водителя на затонированном Lexus LX 570, он попросил побыстрее оформить штраф, потому что ему нужно было ехать в аэропорт встречать своих партнеров из Москвы. Мы ему говорим: «Снимайте тонировку». Тот отказался и помчался дальше. Мы опять его остановили. Он просит его не задерживать. А мы предложили взять такси, если отклеить пленку у него не выходит. И вот такая была картина: стоял водитель и отдирал эту пленку, потому что ему нужно было доехать в аэропорт», — рассказал еще один знакомый со схемой инспектор.
По мнению сотрудников, такая схема работает лучше, требование с устранением нарушения в течение 10 дней. «Конечно, не все так делают, только принципиальные инспекторы, которые готовы потратить свое время», — поделился один из полицейских.
Между тем эксперты и юристы считают, что инспекторы преувеличивают, поскольку описанная в таких деталях схема имеет признаки превышения должностных полномочий. В частности, юрист Европейской юридической службы Дмитрий Безделин по просьбе Autonews.ru изучил судебную практику за недавнее время и подобных многокартно оформленных штрафов за тонировку не нашел.
«Если все же представить такую ситуацию в действительности, считаю, что действия инспекторов ГИБДД возможно обжаловать в прокуратуре, либо в суде, — считает Безделин. — На вынесенные постановления следует подать жалобу, указав в ней: что второе и последующие постановления незаконны и не имеют основания. Согласно ч.5 ст. 4.1 КоАП, никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение».