Судьба отмены техосмотра или возможного переноса этого решения на 2022 год должна решиться до 8 декабря. К тому моменту авторы законопроекта по переводу процесса получения диагностической карты из партии «Единая Россия» должны представить обновленный ко второму чтению документ. Ранее в правительстве опубликовали положительный отзыв на законопроект. Однако при этом указали на необходимость его доработки для соответствия положениям договора о Евразийском экономическом союзе.
Шансы на перевод техосмотра на добровольную основу в 2021 году высоки: у депутатов пока есть время на рассмотрение и принятие документа в оставшихся двух чтениях в декабре. После этого документ должен отправиться в Совет Федерации, после чего — на подпись президенту Владимиру Путину. Сразу после публикации законопроект должен вступить в силу. Тем не менее, у ряда экспертов из отрасли возникают сомнения в том, что законопроект получится оперативно привести в соответствие международным нормам.
Больше ситуаций, когда надо проходить техосмотр: что предложили операторы
Пока идет работа над документом, свои предложения депутатам предлагают присылать сами операторы пунктов техосмотра. Многие из них считают нецелесообразным продолжать работу при переводе на добровольную основу.
Это показывает статистика продлений аккредитаций для пунктов техосмотра на 2022 год. Так, по данным РСА, на 1 марта 2021 года в России зарегистрировано 5 168 пунктов техосмотра. Чтобы продолжить работу по новым требованиям с учетом проведенной реформы, всем им необходимо пройти аккредитацию. Без нее пункты будут работать только до 1 марта 2022 года, после чего выдавать диагностические карты операторы без аккредитации не смогут. При этом на 14 октября всего 415 организаций подали заявление на проведение проверки и получения — это примерно 8% от общего количества пунктов. Как заявили в Гильдии операторов технического осмотра при Московской торгово-промышленной палате, большинство участников рынка будет ждать решения о будущем техосмотра и только в случае его сохранения продолжат работу.
Параллельно Союз операторов технического осмотра разработал и направил авторам законопроекта предложения, которые могут стать компромиссом между переводом техосмотра на добровольную основу. Как рассказал Autonews.ru председатель Союза Максим Бурдюгов, операторы предложили расширить перечень условий, при которых техосмотр будет обязателен для личного легкового транспорта, принадлежащих физлицам. Сейчас в проекте законопроекта указаны следующие условия, когда водители обязаны проходить техосмотр:
- при постановке автомобиля на учет старше четырех лет при смене собственника;
- при внесении изменений в конструкцию машины и замены ее основных агрегатов.
Союз операторов предлагает добавить следующие пункты:
- после того, как автомобиль попал в ДТП;
- после получения водителем штрафа по ч.1. ст. 12.5 КоАП «Управление транспортным средством при наличии неисправностей или условий, при которых эксплуатация транспортных средств запрещена…».
«Если автомобили столкнулись и произошло ДТП, целесообразно направить всех участников аварии на внеплановый технический осмотр для подтверждения того, что автомобили безопасны и их можно эксплуатировать. Направления должны выдавать страховщики после урегулирования убытков. Ведь сейчас многие чинят автомобили после ДТП на знакомых СТО, но насколько качественен этот ремонт — неизвестно», — объяснил Бурдюгов.
По мнению Бурдюгова, контролировать наличие техосмотра смогут сотрудники ГИБДД, благодаря введению в действие с 1 марта 2022 года штрафа 2000 рублей за отсутствие диагностической карты, который пока никто не отменял.
«В ГИБДД смогут не только выносить постановление за эксплуатацию технически неисправного автомобиля по ч.1 ст.12.5 но и отслеживать устранение нарушений, направляя автомобили на технический осмотр. Для собственника мотивацией пройти технический осмотр станет штраф в размере 2000 рублей — это 8-10 млн клиентов в год», — подсчитал Бурдюгов.
Рыночные цены на техосмотр: сколько должна стоить проверка
Операторы также попросили отказаться от госрегулирования цен на услугу. По их мнению, сейчас проверка стоит слишком дешево на фоне рыночной стоимости диагностики автомобиля. Например, в Москве это порядка 840 рублей, а в ряде регионов — около 500 рублей. Чтобы сделать свою работу более рентабельной, они предложили установить рыночные механизмы регулирования тарифа: установить минимальную стоимость, а максимальное ограничение упразднить. Для основы расчета предлагают использовать стоимость нормо-часа на СТО в зависимости от региона. В таком случае, как говорят в Гильдии, «бизнес по техническому осмотр станет привлекателен для инвесторов, а работа операторов технического осмотра станет рентабельной».
«Не может диагностика автомобиля стоить в Московской области 3000 рублей, а техосмотр при этом — 710 рублей, — привел свои расчеты Бурдюгов. — Трудозатраты совершенно одинаковые, при этом во время технического осмотра автомобиль проходит диагностику на специальном оборудовании, которое является средствами измерения утвержденного типа. Если отпустить регулирование стоимости за счет рыночной конкуренции, стоимость техосмотра со временем установится на уровне рентабельности в 10-15%».
Гильдии операторов технического идею с индексацией стоимости техосмотра также поддерживают. Там рассказали, что проводили собственные расчеты и предоставляли их в ФАС, но пока безуспешно. «По нашей оценке, в Москве техосмотр должен стоить 2500-2800 рублей, а в регионах, конечно, ниже. И логично было бы сделать ценообразование свободным, чтобы можно было учитывать стоимость аренды и другие факторы», — считает председатель Гильдии Игорь Волчек.
Как резюмировал Бурдюгов, расширение категорий автомобилистов, которым придется проходить проверку, станет компромиссом: отрасль продолжить работать, при этом для всех остальных техосмотр действительно станет добровольным.
«Если вовсе отменить техосмотр, про его негде будет проходить коммерческому, пассажирскому и грузовому транспорту — большинство пунктов просто закроется», — считает представитель отрасли.
Что говорят авторы законопроекта
Авторы законопроекта об отмене техосмотра не раз заявляли: водитель транспортного средства перед выездом обязан проверить и в пути обеспечить его исправное техническое состояние, вне зависимости от факта прохождения технического осмотра. Также в записке приводится статистика участия в ДТП легковых автомобилей и мотоциклов с техническими неисправностями, но при этом имеющих действующие полисы ОСАГО и прошедших техосмотр. Учитывая количество зарегистрированного автотранспорта и аварий, в случае с легковыми автомобилями вероятность попасть в ДТП составляет 1,1%, в случае с мотоциклами — 0,7%, с автобусами — 5,6%, с грузовиками — 2,07%.
По словам главы комитета Госдумы по транспорту и развитию транспортной инфраструктуры Евгения Москвичева, законопроект не нарушает никаких законодательных норм, включая международные и учитывает требования законов о регистрации, о техосмотре, о техническом регламенте, а также законы стран ЕврАзЭс.