branding imagebranding image
РБК АВТО
Статьи Дмитрий Александров
Подписаться на Telegram-канал

От Tesla до дизельгейта: 5 скандалов в автопроме в 2021 году

Дефицит автомобилей, горящие китайские кроссоверы, провалы Tesla, сговор белорусских и российских автодилеров и другие громкие истории, которые обсуждали в 2021 году
Фото: Shutterstock
Фото: Shutterstock

Прошлый 2021 год стал одним из самых неоднозначных для всей автомобильной индустрии. С одной стороны, мир стал постепенно приходить в себя после жестких ограничений из-за коронавируса. На этом фоне автопроизводители представили целый ряд интересных и ярких новинок, а в некоторых странах прошли полноценные мотор-шоу в офлайн-формате. Одновременно 2021 год преподнес автомобильному сообществу немало серьезных скандалов и потрясений, многие из которых напрямую затронули Россию. Самые нашумевшие истории — в материале Autonews.ru.

Дефицит автомобилей и резкий рост цен

В 2021 г. мировому автопрому так и не удалось преодолеть кризис, связанный с нехваткой полупроводников. Все это привело к регулярным приостановкам производства, задержкой с выпуском новых моделей, острому дефициту автомобилей у дилеров и повышению цен на них.

Например, в России автопроизводители увеличивали цены на машины практически каждый месяц и, про прогнозам представителей отрасли, этот тренд продолжится и в 2022 году. Причем это коснулась как недорогих автомобилей, так и премиальных моделей, которые оснащают множеством электронных систем. 

Впрочем, некоторые производители спокойно реагируют на нынешнее положение вещей. Так, концерны Daimler и BMW заявили, что не собираются снижать цены на свои автомобили даже после того, как исчезнет дефицит микросхем, который привел к сокращению предложения новых машин и повышению их стоимости.

Фото: BMW
Фото: BMW

Более того, немцы намерены после нормализации ситуации ограничить объемы производства, чтобы таким способом сохранить высокую стоимость автомобилей

Сговор российских и белорусских дилеров

В России тяжелой ситуацией на рынке, связанной с нехваткой автомобилей, продолжают пользоваться дилеры, которые отказываются продавать машины без установки собственного дополнительного оборудования с гигантскими наценками. В попытке сэкономить на покупке и не доплачивать за дорогостоящие навязанные опции россияне обратили внимание на рынок Белоруссии. Опрошенные Autonews.ru местные дилеры популярных марок рассказали, что на их складах есть достаточное количество востребованных моделей, которые продают без наценок по рекомендованным производителями ценам.

Однако местные продавцы заявили о невозможности продавать автомобили по российскому паспорту и предлагали сделать это через подставных лиц, При этом они сослались на договоренности с дилерами из России, согласно которым, россиянам продавать машины вообще нельзя.

Фото: из открытых источников
Фото: из открытых источников

После публикации Autonews.ru этой проблемой заинтересовались в департаменте антимонопольного регулирования Евразийской экономической комиссии. В организации пообещали проверить законность действий автодилеров. Как рассказали в ЕЭК, на данный момент антимонопольный департамент уже проводит комплекс мероприятий, направленных на установление всех обстоятельств возможного нарушения общих правил конкуренции на трансграничном рынке.

Возгорания китайских автомобилей в России

В начале года стало известно сразу о нескольких случаях возгорания китайских кроссоверов Haval F7 и F7x в России. Инциденты произошли в двух регионах: Ханты-Мансийском автономном округе и республике Коми. Точное количество пострадавших автомобилей неизвестно, а в самой компании заявили, что таких происшествий зафиксировано не более 10. Причем все эти случаи произошли во время сильных морозов до -30-40 градусов по Цельсию.

Как рассказали сами собственники, автомобили загорались во время дистанционного прогрева двигателя, но были и случаи, когда Haval воспламенялись прямо на ходу. В результате кроссоверы выгорали полностью, либо получали серьезные повреждения.

В китайской компании оперативно отреагировали на проблему и пообещали заменить владельцам сгоревших кроссоверов F7 и F7x на новые или полностью компенсировать их стоимость. О точных причинах возгорания не сообщается. В Haval лишь предположили, что вероятной причиной инцидентов стало нарушение герметичности топливной системы, которое произошло из-за «повреждения топливных трубок при транспортировке.

Спустя некоторое время стало известно об аналогичной проблеме с автомобилями другого китайского бренда — Geely. В результате после нескольких случаев возгорания кроссоверов Atlas была объявлена масштабная отзывная кампания, которая затронула 18 670 автомобилей. Как объяснили в Geely, причина сервисной акции в том, что при температуре воздуха -40 градусов по Цельсию и ниже возможно повреждение топливных трубок — от топливного модуля к топливному фильтру — из-за воздействия статического электричества, что может привести к возгоранию. 

Больше о случаях возгораний машин китайских марок в течение года не сообщалось.

Обвинения в шпионаже, сбои в электронике и другие неприятности Tesla

Количество скандальных новостей, которые напрямую касаются Tesla, в 2021 году побило все рекорды. Причем все они в основном связаны непосредственно с электрокарами американской компании. Прошлым летом Илон Маск объявил о масштабном отзыве электрокаров в Китае. Причиной сервисной акции стали проблемы с адаптивным круиз-контролем, которые могли привести к аварии. Отзывная кампания затронула в общей сложности 285 тыс. Model 3 и Model Y.

Это стало не единственной проблемой Tesla в Китае. Местное Министерство обороны запретило парковать американские электрокары вблизи военных баз или на территории проживания сотрудников ведомства. Такое решение было принято по «соображениям национальной безопасности». Дело в том, что китайские военные считают, будто машины Tesla, оборудованные камерами и датчиками, могут использоваться для сбора секретной информации.

Фото: Julian Stratenschulte / dpa / Global Look Press
Фото: Julian Stratenschulte / dpa / Global Look Press

Осенью Tesla была вынуждена на время прекратить испытания продвинутой версии автопилота. Как рассказал глава американской фирмы Илон Маск, это произошло из-за обнаруженных технических проблем в системе. Уже спустя месяц социальные сети взорвались от гневных комментариев сотен владельцев Tesla по всему миру, которые не смогли открыть и активировать электрокары из-за сбоя мобильного приложения. 

К неприятностям прибавились и очередные переносы сроков премьер новых электрокаров американского бренда, жалобы клиентов на долгое ожидание заказанных машин, регулярные сообщения об очень странных сбоях в электронике, а также суд в Норвегии, который обязал компанию Илона Маска выплатить владельцам электромобилей по $16 тыс. из-за слишком медленной зарядки батарей на станциях Supercharger.

Эхо «дизельгейта»

Шесть лет прошло с тех пор, как Volkswagen потряс мощный скандал — «дизельгейт». Однако эхо этого события по-прежнему не утихло. Например, только сейчас экс-главу немецкого концерна автоконцерна Мартина Винтеркорна обязали выплатить более €11 млн в качестве компенсации за ущерб, причиненный компании в связи с «дизельгейтом». Аналогичное соглашение было заключено и с бывшим топ-менеджером Audi Рупертом Штадлером - он будет обязан выплатить компенсацию в размере €4,1 млн.

Фото: Peter Steffen / dpa / Global Look Press
Фото: Peter Steffen / dpa / Global Look Press

Это не единственное разбирательство, которое так или иначе связано с дизельным скандалом 2015 года. В прошлом году во Франции целый ряд брендов заподозрили в махинациях с показателями выбросов в окружающую среду дизельных двигателей прошлых поколений. Среди них, помимо Volkswagen, фигурируют Fiat Chrysler Automobiles (FCA), Renault, Peugeot и Citroen. Многие компании не согласны с результатами расследования и подали соответствующую апелляцию в суд.

Германский Федеральный союз общества защиты потребителей (VZBV) подал иск в суд на концерн Daimler. По их мнению, представители компании умышленно занижали данные о вредных выбросах от автомобилей с дизельными двигателями. Таким образом, защитники прав потребителей хотят добиться компенсаций для клиентов. В свою очередь Daimler не согласен с тем, что их действия были умышленными.

Дефицит бензина

В 2021 году несколько стран столкнулись с серьезной нехваткой бензина. Например, в США это произошло после приостановки работы трубопровода компании Colonial Pipeline из-за хакерской атаки. В результате цены на топливо пошли резко вверх, а местные автомобилисты кинулись на заправочные станции, чтобы запастись бензином. Многие из них при этом решили использовать небезопасную тару, что привело к серии пожаров. В результате Надзорное ведомство США даже выпустило специальное обращение к водителям с просьбой использовать для хранения бензина только сертифицированные для этого емкости и категорически запретило наливать топливо в полиэтиленовые пакеты.

Фото: XinHua / Global Look Press
Фото: XinHua / Global Look Press

Топливный кризис разразился и в Великобритании, причем преодолеть его пока не получается. По всей стране на заправках наблюдаются огромные очереди, в которых нередко возникают конфликты. Как утверждают местные СМИ, в городах также активизировались злоумышленники, сливающие по ночам топливо из машин. По одной из версий, причина дефицита бензина и дизельного топлива — нехватка водителей бензовозов. После «Брекзита» иностранным водителям запрещено работать на территории Великобритании.