Прошлый 2021 год стал одним из самых неоднозначных для всей автомобильной индустрии. С одной стороны, мир стал постепенно приходить в себя после жестких ограничений из-за коронавируса. На этом фоне автопроизводители представили целый ряд интересных и ярких новинок, а в некоторых странах прошли полноценные мотор-шоу в офлайн-формате. Одновременно 2021 год преподнес автомобильному сообществу немало серьезных скандалов и потрясений, многие из которых напрямую затронули Россию. Самые нашумевшие истории — в материале Autonews.ru.
Дефицит автомобилей и резкий рост цен
В 2021 г. мировому автопрому так и не удалось преодолеть кризис, связанный с нехваткой полупроводников. Все это привело к регулярным приостановкам производства, задержкой с выпуском новых моделей, острому дефициту автомобилей у дилеров и повышению цен на них.
Например, в России автопроизводители увеличивали цены на машины практически каждый месяц и, про прогнозам представителей отрасли, этот тренд продолжится и в 2022 году. Причем это коснулась как недорогих автомобилей, так и премиальных моделей, которые оснащают множеством электронных систем.
Впрочем, некоторые производители спокойно реагируют на нынешнее положение вещей. Так, концерны Daimler и BMW заявили, что не собираются снижать цены на свои автомобили даже после того, как исчезнет дефицит микросхем, который привел к сокращению предложения новых машин и повышению их стоимости.
Более того, немцы намерены после нормализации ситуации ограничить объемы производства, чтобы таким способом сохранить высокую стоимость автомобилей.
Сговор российских и белорусских дилеров
В России тяжелой ситуацией на рынке, связанной с нехваткой автомобилей, продолжают пользоваться дилеры, которые отказываются продавать машины без установки собственного дополнительного оборудования с гигантскими наценками. В попытке сэкономить на покупке и не доплачивать за дорогостоящие навязанные опции россияне обратили внимание на рынок Белоруссии. Опрошенные Autonews.ru местные дилеры популярных марок рассказали, что на их складах есть достаточное количество востребованных моделей, которые продают без наценок по рекомендованным производителями ценам.
Однако местные продавцы заявили о невозможности продавать автомобили по российскому паспорту и предлагали сделать это через подставных лиц, При этом они сослались на договоренности с дилерами из России, согласно которым, россиянам продавать машины вообще нельзя.
После публикации Autonews.ru этой проблемой заинтересовались в департаменте антимонопольного регулирования Евразийской экономической комиссии. В организации пообещали проверить законность действий автодилеров. Как рассказали в ЕЭК, на данный момент антимонопольный департамент уже проводит комплекс мероприятий, направленных на установление всех обстоятельств возможного нарушения общих правил конкуренции на трансграничном рынке.
Возгорания китайских автомобилей в России
В начале года стало известно сразу о нескольких случаях возгорания китайских кроссоверов Haval F7 и F7x в России. Инциденты произошли в двух регионах: Ханты-Мансийском автономном округе и республике Коми. Точное количество пострадавших автомобилей неизвестно, а в самой компании заявили, что таких происшествий зафиксировано не более 10. Причем все эти случаи произошли во время сильных морозов до -30-40 градусов по Цельсию.
Как рассказали сами собственники, автомобили загорались во время дистанционного прогрева двигателя, но были и случаи, когда Haval воспламенялись прямо на ходу. В результате кроссоверы выгорали полностью, либо получали серьезные повреждения.
В китайской компании оперативно отреагировали на проблему и пообещали заменить владельцам сгоревших кроссоверов F7 и F7x на новые или полностью компенсировать их стоимость. О точных причинах возгорания не сообщается. В Haval лишь предположили, что вероятной причиной инцидентов стало нарушение герметичности топливной системы, которое произошло из-за «повреждения топливных трубок при транспортировке.
Спустя некоторое время стало известно об аналогичной проблеме с автомобилями другого китайского бренда — Geely. В результате после нескольких случаев возгорания кроссоверов Atlas была объявлена масштабная отзывная кампания, которая затронула 18 670 автомобилей. Как объяснили в Geely, причина сервисной акции в том, что при температуре воздуха -40 градусов по Цельсию и ниже возможно повреждение топливных трубок — от топливного модуля к топливному фильтру — из-за воздействия статического электричества, что может привести к возгоранию.
Больше о случаях возгораний машин китайских марок в течение года не сообщалось.
Обвинения в шпионаже, сбои в электронике и другие неприятности Tesla
Количество скандальных новостей, которые напрямую касаются Tesla, в 2021 году побило все рекорды. Причем все они в основном связаны непосредственно с электрокарами американской компании. Прошлым летом Илон Маск объявил о масштабном отзыве электрокаров в Китае. Причиной сервисной акции стали проблемы с адаптивным круиз-контролем, которые могли привести к аварии. Отзывная кампания затронула в общей сложности 285 тыс. Model 3 и Model Y.
Это стало не единственной проблемой Tesla в Китае. Местное Министерство обороны запретило парковать американские электрокары вблизи военных баз или на территории проживания сотрудников ведомства. Такое решение было принято по «соображениям национальной безопасности». Дело в том, что китайские военные считают, будто машины Tesla, оборудованные камерами и датчиками, могут использоваться для сбора секретной информации.