Китайский агрегатор такси DiDi планирует расширить географию работы в России и рассматривает возможность выйти на московский рынок в начале 2022 года. Как выяснил Autonews.ru, руководство сервиса уже ведет переговоры с департаментом транспорта столицы. Об этом изданию сообщили источники, близкие к мэрии Москвы. Компания работает в России с 2020 года, начав запуск с Казани. Сейчас заказать такси через агрегатор DiDi можно еще в 37 городах, в том числе в Брянске, Тамбове, Уфе, Краснодаре, Саратове, Ставрополе и Костроме.
В DiDi прямо комментировать возможный выход в сегмент такси в Москве отказались. «Москва — крупнейший рынок в сегменте такси и райдхейлинга в России, и, безусловно, мы находим его привлекательным. Однако говорить о конкретных датах начала работы пока преждевременно. Мы будем делиться новостями по мере развития событий», — объяснила PR-директор DiDi в России Ирина Гущина.
По мнению опрошенных аналитиков, именно выход в столичный регион поможет выйти DiDi на более высокую рентабельность, однако борьба с основным игроком в лице Яндекс.Go потребует значительных инвестиций.
Высокая конкуренция и возможный демпинг
В настоящее время подавляющее большинство поездок в Москве пользователи совершают при помощи сервиса «Яндекс.Такси», которое недавно переименовали в Яндекс.Go. По данным департамента транспорта Москвы, по итогам 2020 года на «Яндекс» приходилось 71,8% поездок. На втором месте — «Ситимобил» — 19,2%. У Gett доля от заказов составила 6,3%. Остальные поделили между собой небольшие сервисы и приложения, включая «Везет» и InDriver. При этом, согласно данным ФАС, всего в Москве и области в 2020 году был зарегистрирован 31 бренд такси-агрегаторов на 24 юрлица и 5 — на ИП. [1]
Аналитик Владимир Беспалов в беседе с Autonews.ru отметил, что для развития бизнеса выход в Москву и Мособласть для DiDi необходим.
«Москва — это самый большой и платежеспособный рынок, — отметил Беспалов. — Однако здесь сильные конкуренты. Чтобы выглядеть на их фоне более привлекательно на первых порах инструмент только один — это привлекательная цена для пассажиров и вознаграждение за поездку для водителей. В первую очередь клиенты будут смотреть на скорость подачи и цену, потому первым шагом станет завоевание как можно большего количества водителей. Если у компании есть план закрепиться на рынке, будут нужны большие инвестиции в развитие».
Также Беспалов отметил, что в Китае компания известна своими технологичными решениями для такси. Однако пока признает, что реализовать их в России в таких же объемах возможности нет.
«Цены на такси сейчас растут из-за недостатка машин и водителей, — рассуждает Беспалов. — У DiDi в России нет своего приложения, своих машин. Работать придется точно с таким же автопарком, теми же водителями и клиентами. И стратегия пока может быть только одна — предлагать сниженную стоимость поездки, чтобы набрать аудиторию».
Руководитель Центра компетенций Международного Евразийского форума «Такси» Станислав Швагерус напомнил, что в России у DiDi пока есть только опыт работы в регионах. По его оценке, условия и правила работы в Москве и Московской области значительно отличаются.
«Если в регионах таксисты могут работать «в серую», то в столице это просто невозможно, — отметил Швагерус. — Также в московском регионе в экспериментальном порядке работает цифровой профиль для водителей такси, а обезличенные данные о поездках сервисы обязаны передавать в департамент транспорта. DiDi сможет успешно интегрироваться в московский рынок, если завоевание его доли будет основано не только на привлечении водителей и пассажиров, но и на полезных технологических новшествах для водителей и пассажиров».
В качестве примера Швагерус назвал развитие таких направлений, как сбор биометрических данных и доступ к управлению машиной по QR-кодам одобренных и зарегистрированных в системе водителей. Также эксперт назвал еще несколько факторов, которые стоит учесть агрегатору.