branding imagebranding image
РБК АВТО
Экзамен в ГИБДД Дмитрий Александров
Подписаться на Telegram-канал

Как получить права в 2023 году. Все цены и изменения

Сколько стоит обучение в автошколе, кому запретят водить машину, как изменилась практическая часть экзамена и зачем МВД хочет ужесточить «теорию». Все изменения, нюансы и «подводные камни» — в материале Autonews.ru
Фото: Shutterstock
Фото: Shutterstock

В России водительские права ежегодно получают более миллиона человек, и едва ли тренд кардинально изменится в новом, 2023 году. Процесс получения прав нельзя назвать легким: кандидату предстоит сбор необходимых справок, посещение врачей, обучение в автошколе и в конце самая сложная часть — экзамены в ГИБДД, которые с первого раза удается сдать немногим.

Содержание:

  1. Сколько учиться
  2. Документы и стоимость
  3. Ограничения по зрению
  4. Практическая часть экзамена
  5. Как получить после лишения
  6. Медкомиссия
  7. Международные права
  8. Изменения
  9. Новая программа
  10. Новые упражнения на площадке

Основные правила для получения водительских прав изменений не претерпят. Так, записаться в автошколу и пройти обучение можно уже с 16 лет. До экзамена в ГИБДД допускаются кандидаты в водители, которые достигли 17-летнего возраста. Правда, даже в случае успешного прохождения испытаний, сесть за руль разрешается только лишь с 18 лет.

Фото: Shutterstock Статьи 19 марта 2021 Права с 17 лет: как получить и какие есть нюансы
Фото: Андрей Никеричев / Агентство «Москва» Новости 5 декабря 2021 Замена водительского удостоверения в 2022 году: где и в каких случаях

Ранее ГИБДД предлагала разрешить гражданам управлять автомобилем с 17 лет и даже направляла соответствующий документ в Госдуму. Однако рассмотрение документа было отложено в связи с началом пандемии, и пока депутаты к этому документу так и не возвращались.

Сколько по времени учиться на права

Обучение на водительские права засчитывается в часах и регулируется особым планом министерства образования. Согласно рекомендациям, учеба должна длиться не менее 190 часов для получения удостоверения категории «B» (легковой автомобиль). Такие правила были введены еще в 2014 году и действуют до сих пор. Из них практике уделяется 56 часов, теории — 130, четыре часа отведено для сдачи экзамена. Таким образом, если ходить в автошколу по два раза в неделю, обучиться вождению автомобиля можно в среднем за полгода.

Фото: Autonews.ru
Фото: Autonews.ru

Для допуска к экзамену ГИБДД будущий водитель должен предоставить документ, который подтверждает окончание учебы в автошколе. Впрочем, в большинстве случаев этим занимается само учебное заведение.

Какие документы нужны для получения прав и сколько это стоит

Для обучения в автошколах в 2023 году понадобится минимальный набор документов. Среди них: паспорт гражданина России, медицинская справка по форме 003-В/у, военный билет или приписное свидетельство — для военнообязанных, которым еще не исполнилось 27 лет, три фотографии размером 3×4 см.

Стоимость обучения в автошколах очень сильно варьируется в зависимости от города. В Москве и Санкт-Петербурге в среднем эта услуга обойдется в 40-50 тыс. руб. В регионах обычно цены заметно ниже. Например, в Волгограде, Перми, или Екатеринбурге можно найти автошколу, где обучение обойдется в 25-30 тыс. руб.

C каким зрением можно получить права

Для получения или замены водительских прав придется в обязательном порядке нужно получать медсправку. Помимо терапевта, психиатра, нарколога, невролога и оториноларинголога кандидату необходимо пройти и офтальмолога. У многих кандидатов возникает вопрос, с каким зрением можно управлять машиной и есть ли какие-то ограничения.

Впрочем, человек даже с очень плохим зрением может рассчитывать на получение водительского удостоверения, ведь сдавать экзамен и ездить на машине можно в очках или контактных линзах. Если даже в них у кандидата не получилось пройти проверку у врача, ему выпишут другую, более сильную оптику. Ограничения следующие: острота ниже 0,6 на самом лучшем глазу и ниже 0,2 на самом худшем. При этом допускается любой вид переносимой коррекции, в том числе хирургическая.

Фото: Shutterstock
Фото: Shutterstock

Что нужно знать о практическом экзамене

В России с 1 апреля 2021 года в ГИБДД начали по-новому принимать практические экзамены на получение водительских прав. Площадки как отдельной части больше нет: все задания кандидаты теперь выполняют непосредственно в городе среди других участников движения. В ГИБДД говорят, что такой подход нужен для того, чтобы избежать механического заучивания упражнений. Будущим водителям нужно доказать, что они могут уверенно ориентироваться на дорогах общего пользования, хорошо считывать знаки и ситуацию вокруг, а также показывать свое владение навыками управления.

Например, параллельная парковка теперь называется в регламенте «постановкой транспортного средства на место стоянки параллельно тротуару (краю проезжей части) при движении задним ходом» и должна выполняться на дорогах с небольшим трафиком, где есть размеченные для парковки места. Если такие условия отсутствуют, то упражнение выполняют на учебной площадке.

Как получить права после лишения

В России еще в 2014 году ужесточили правила возврата изъятых у нарушителей водительских прав. Чтобы получить свои документы обратно, недобросовестным автомобилистам придется пересдавать экзамен на здание ПДД. По статистике ГИБДД, обычно с этой задачей справляются менее 50% водителей, лишенных права управления машиной.

Помимо тестирования, для возвращения удостоверения водитель должен оплатить все административные штрафы. Кроме этого, водителям, лишенным прав за езду в нетрезвом виде, нужно будет принести также медицинское заключение «об отсутствии противопоказаний к управлению транспортными средствами».

Фото: Вячеслав Прокофьев / <a href='http://www.tass.ru/' target='_blank'>ТАСС</a>
Фото: Вячеслав Прокофьев / ТАСС

Автомобилистов, которые не сдают свое водительское удостоверение после того, как суд лишил их права управления машиной, и продолжают ездить с недействительным документом, ждут серьезные санкции. Так, недобросовестному водителю грозит штраф в размере 30 тыс. руб., обязательные работы от 100 до 200 часов, либо административный арест сроком до 15 суток.

Новый порядок прохождения медкомиссии для получения прав

Порядок получения медсправок для водителей изменился с 1 марта 2022 года. Например, для получения этого документа водителям, которые были лишены прав за управление в нетрезвом виде или отказ от медосвидетельствования, приходится сдавать на анализ кровь и мочу. Кроме этого, водителей, у которых обнаружат следы уколов, будут направлять на полноценный дорогостоящий лабораторный анализ.

Также на эту процедуру могут отправить, если у автомобилиста заметили повышенную потливость, чрезмерно низкий пульс, сонливость или возбуждение, тремор рук, эмоциональную неустойчивость и другие клинические признаки наркомании или алкоголизма. После того, как автомобилист сдаст все необходимые анализы, его судьбу будет решать специальная комиссия.

При этом автомобилистам, которые просто меняют права из-за истечения срока их действия, а также кандидатам в водители без явных признаков алкоголизма и наркомании, сдавать дополнительные лабораторные анализы не требуется.

МВД России разработан проект постановления Правительства Российской Федерации, вносящий изменения в Правила проведения экзаменов на право управления транспортными средствами и выдачи водительских удостоверений. В проекте предлагается скорректировать перечень документов, которые кандидат в водители представляет для сдачи экзаменов на право управления и получения национальных водительских удостоверений. В частности, из этого перечня планируется исключить медицинские заключения о наличии у кандидатов в водители медицинских противопоказаний к управлению транспортными средствами. Эти сведения подразделения ГИБДД теперь будут запрашивать в электронном виде в рамках межведомственного взаимодействия с Минздравом России. Пока проект находится на стадии рассмотрения. 

Фото: Донат Сорокин / <a href='http://www.tass.ru/' target='_blank'>ТАСС</a>
Фото: Донат Сорокин / ТАСС

Как получить международные водительские права

Получить водительские права международного образца можно в отделении ГИБДД или в одном из центров «Мои документы». Чтобы не стоять в очередях, лучшим способом будет заранее записаться на прием через портал «Госуслуг». После этого следует оплатить госпошлину в размере 1600 руб. (если подавать заявление онлайн, водителю предоставляется скидка в 30%) и заняться подготовкой документов. Среди них:

  • заявление;
  • паспорт или временное удостоверение личности, если вы его меняете (если у вас есть регистрация, но в паспорте нет сведений о ней, понадобится документ, подтверждающий регистрацию по месту жительства или по месту пребывания);
  • фотография 35 на 45 миллиметров на международное водительское удостоверение: на матовой бумаге, без уголка, цветная или черно-белая;
  • российское водительское удостоверение;
  • документ, подтверждающий наличие льготы по уплате государственной пошлины.

В отделении ГИБДД международные права выдаются в день обращения, в центрах «Мои документы» их получения придется подождать 9 календарных дней. Действует документ три года с момента оформления.

Какие изменения планируются в 2023 году

Само обучение в автошколах концептуально не менялись с 1960-х годов, а в последние годы ГИБДД жестко критиковала качество подготовки выпускников автошкол. В самом МВД уже не раз предлагали внести ряд изменений в этот процесс. Например, в планах — поменять экзаменационные билеты на теоретическом экзамене. В ведомстве считают, что это необходимо для того, что бы кандидаты в водители не зубрили билеты, а «осознанно понимали безопасные действия» при управлении автомобилем.

При этом должны учитываться психологические аспекты поведения участников дорожного движения. В ведомстве считают, что эти изменения помогут снизить аварийность по вине неопытных водителей, то есть тех, чей опыт вождения составляет менее двух лет. При этом конкретных предложение в МВД пока никуда не вносили — возможно, это произойдет в 2023 году.

Фото: Сергей Фадеичев / <a href='http://www.tass.ru/' target='_blank'>ТАСС</a>
Фото: Сергей Фадеичев / ТАСС

Новая программа обучения

Также в России может серьезно измениться сама программа обучения в автошколах. Соответствующий проект опубликовал экспертный центр «Движение без опасности» (эта компания выиграла конкурс на разработку новых программ). Согласно ему, кандидату придется изучать вопросы обеспечения безопасности пользователей средств индивидуальной мобильности (СИМ). Также учеников ознакомят с правилам перевозки детей, подгонке детских удерживающих устройств и системы ISOFIX.

Кроме этого, в программу обучения хотят включить практическое занятие по оформлению мелких аварий без вызова сотрудников ДПС по так называемому «Европротоколу». Кроме того, должны будут учить лучше ориентироваться в работе различных систем безопасности: в частности, им объяснят порядок действий при сработавшем индикаторе «Check Engine» или сигнале перегрева охлаждающей жидкости.

Наконец, проект предусматривает введение темы «Культура вождения и этика водителей», в рамках которой кандидатов научат избегать конфликтных ситуаций на дороге. Будущие автомобилисты изучат «личность водителя и мотивацию безопасного вождения» и «понятия об этике и этических нормах».

Впрочем, этот документ еще только будут обсуждать в Минпросвещении вместе с руководителями самих автошкол. Поэтому новые программы обучения вряд ли заработают в следующем году.

Новые упражнения на площадке

Экспертный центр «Движение без опасности» предложил 8 новых упражнений для площадки, которые помогут кандидату развить водительские навыки. Среди них: «Движение по габаритному коридору передним и задним ходом», «Движение по габаритному коридору со смещением в правую и левую стороны передним и задним ходом с поворотами направо и налево», «Движение по габаритному кругу задним и передним ходом со стороны правого и левого борта автомобиля». Причем, сдавать в ГИБДД именно в таком виде эти упражнения не придется — они нужны исключительно для наработки навыков водителя.

Это &laquo;парковка в торговом центре&raquo;. В упражнении водители будут отрабатывать такой важный навык, как умение отказаться от маневра. Если машина не проходит по нужной траектории, автомобилист должен понять, что надо остановиться, выехать и попробовать снова.
Упражнение предполагает движение передним и задним ходом по габаритному тоннелю. Вокруг автомобиля несколько створов. Проехать про траектории можно легко: по прямой назад и вперед, однако тоннель узкий. Дело в том, что сейчас автомобилисты при таких маневрах нередко оборачиваются назад. На упражнении отрабатывается не только начало поворота, но и умение работать именно с зеркалами, постоянно оценивая взглядом расстояние от борта до конусов. С первого раза упреждение получается практически у всех. Но когда машина меняет траекторию, требуется коррекция. Тут нарабатывается умение переключать взгляд и работать рулем с долгими коррекциями.
С помощью комплексного упражнения отрабатывается умение чувствовать габариты при движении вперед и назад. Но в отличие от предыдущего упражнения, здесь добавляется центральная стойка. Инструкторы намеренно ломают траекторию движения машины, чтобы задание не превращалось в обычное траекторное упражнение.&nbsp;
Упражнение называется &laquo;Габаритный круг&raquo;. Его предлагают использовать как тренажер для отработки системы взглядов. То есть водитель должен научиться контролировать борт автомобиля при движении в правом или левом поворотах. Причем при движении как вперед, так и назад. Колеса автомобиля на такой схеме идут по разным траекториям, и ближе всего к опасным местам проходит заднее колесо со стороны поворота. Это сложное и долгое упражнение.
Инструкторы в автошколах называют упражнение &laquo;Ключики&raquo;. Водитель нужно дойти до точки начала поворота, раньше которого поворачивать нельзя. Как объяснили разработчики программы, есть тот момент, который открывает поворот. Водитель должен научиться ловить момент, чтобы повернуть в подходящее время. Если сделать это позже, можно не попасть в следующий створ.
Знакомое упражнение&nbsp;&mdash; парковка под углом в 90 градусов. В этой версии отличается тем, что при выполнении у водителя нет ограничений по ширине при заходе на маневр. Это широкий вариант парковки и его просто нужно нарабатывать как дополнительный элемент.
Параллельная парковка&nbsp;&mdash; также знакомое упражнение, которое предлагают тренировать будущим водителям. Выполнение этого упреждения становится проще, если пользоваться всего двумя траекториями&nbsp;&mdash; прямая и круг.
Упражнение на тренировку разворота в ограниченном пространстве также знакомо водителям и его предложено сохранить в рамках обучения.
Это &laquo;парковка в торговом центре&raquo;. В упражнении водители будут отрабатывать такой важный навык, как умение отказаться от маневра. Если машина не проходит по нужной траектории, автомобилист должен понять, что надо остановиться, выехать и попробовать снова.
Упражнение предполагает движение передним и задним ходом по габаритному тоннелю. Вокруг автомобиля несколько створов. Проехать про траектории можно легко: по прямой назад и вперед, однако тоннель узкий. Дело в том, что сейчас автомобилисты при таких маневрах нередко оборачиваются назад. На упражнении отрабатывается не только начало поворота, но и умение работать именно с зеркалами, постоянно оценивая взглядом расстояние от борта до конусов. С первого раза упреждение получается практически у всех. Но когда машина меняет траекторию, требуется коррекция. Тут нарабатывается умение переключать взгляд и работать рулем с долгими коррекциями.
С помощью комплексного упражнения отрабатывается умение чувствовать габариты при движении вперед и назад. Но в отличие от предыдущего упражнения, здесь добавляется центральная стойка. Инструкторы намеренно ломают траекторию движения машины, чтобы задание не превращалось в обычное траекторное упражнение.&nbsp;
Упражнение называется &laquo;Габаритный круг&raquo;. Его предлагают использовать как тренажер для отработки системы взглядов. То есть водитель должен научиться контролировать борт автомобиля при движении в правом или левом поворотах. Причем при движении как вперед, так и назад. Колеса автомобиля на такой схеме идут по разным траекториям, и ближе всего к опасным местам проходит заднее колесо со стороны поворота. Это сложное и долгое упражнение.
Инструкторы в автошколах называют упражнение &laquo;Ключики&raquo;. Водитель нужно дойти до точки начала поворота, раньше которого поворачивать нельзя. Как объяснили разработчики программы, есть тот момент, который открывает поворот. Водитель должен научиться ловить момент, чтобы повернуть в подходящее время. Если сделать это позже, можно не попасть в следующий створ.
Знакомое упражнение&nbsp;&mdash; парковка под углом в 90 градусов. В этой версии отличается тем, что при выполнении у водителя нет ограничений по ширине при заходе на маневр. Это широкий вариант парковки и его просто нужно нарабатывать как дополнительный элемент.
Параллельная парковка&nbsp;&mdash; также знакомое упражнение, которое предлагают тренировать будущим водителям. Выполнение этого упреждения становится проще, если пользоваться всего двумя траекториями&nbsp;&mdash; прямая и круг.
Упражнение на тренировку разворота в ограниченном пространстве также знакомо водителям и его предложено сохранить в рамках обучения.
Это «парковка в торговом центре». В упражнении водители будут отрабатывать такой важный навык, как умение отказаться от маневра. Если машина не проходит по нужной траектории, автомобилист должен понять, что надо остановиться, выехать и попробовать снова.
Упражнение предполагает движение передним и задним ходом по габаритному тоннелю. Вокруг автомобиля несколько створов. Проехать про траектории можно легко: по прямой назад и вперед, однако тоннель узкий. Дело в том, что сейчас автомобилисты при таких маневрах нередко оборачиваются назад. На упражнении отрабатывается не только начало поворота, но и умение работать именно с зеркалами, постоянно оценивая взглядом расстояние от борта до конусов. С первого раза упреждение получается практически у всех. Но когда машина меняет траекторию, требуется коррекция. Тут нарабатывается умение переключать взгляд и работать рулем с долгими коррекциями.
С помощью комплексного упражнения отрабатывается умение чувствовать габариты при движении вперед и назад. Но в отличие от предыдущего упражнения, здесь добавляется центральная стойка. Инструкторы намеренно ломают траекторию движения машины, чтобы задание не превращалось в обычное траекторное упражнение. 
Упражнение называется «Габаритный круг». Его предлагают использовать как тренажер для отработки системы взглядов. То есть водитель должен научиться контролировать борт автомобиля при движении в правом или левом поворотах. Причем при движении как вперед, так и назад. Колеса автомобиля на такой схеме идут по разным траекториям, и ближе всего к опасным местам проходит заднее колесо со стороны поворота. Это сложное и долгое упражнение.
Инструкторы в автошколах называют упражнение «Ключики». Водитель нужно дойти до точки начала поворота, раньше которого поворачивать нельзя. Как объяснили разработчики программы, есть тот момент, который открывает поворот. Водитель должен научиться ловить момент, чтобы повернуть в подходящее время. Если сделать это позже, можно не попасть в следующий створ.
Знакомое упражнение — парковка под углом в 90 градусов. В этой версии отличается тем, что при выполнении у водителя нет ограничений по ширине при заходе на маневр. Это широкий вариант парковки и его просто нужно нарабатывать как дополнительный элемент.
Параллельная парковка — также знакомое упражнение, которое предлагают тренировать будущим водителям. Выполнение этого упреждения становится проще, если пользоваться всего двумя траекториями — прямая и круг.
Упражнение на тренировку разворота в ограниченном пространстве также знакомо водителям и его предложено сохранить в рамках обучения.