Росстандарт разослал в адрес автопроизводителей письма с предупреждением о возможных проблемах при постановке машин на учет, выяснил Autonews.ru. В них, в частности, речь идет об установке дополнительного дилерского оборудования. Письма с информацией о том, что выпуск в оборот новых машин с конструктивными параметрами и характеристиками, отличными от зафиксированных в документации, не соответствует требованиям Технического регламента, получили в Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ) и в Объединении автопроизводителей России. Оба письма имеются в распоряжении Autonews.ru.
Как объяснили Autonews.ru эксперты из отрасли, письмо связано с текущей практикой дилеров продавать автомобили только с многочисленными и уже предустановленными дополнительными опциями. Из-за дефицита машин на рынке покупатели вынуждены соглашаться на то, что есть. При этом зарегистрировать автомобили, если все возможное дополнительное оборудование не указано в одобрении типа транспортного средства (ОТТС), в ГИБДД просто невозможно. Об этом, в частности, Autonews.ru сообщил глава Национального автомобильного союза Антон Шапарин.
В своем письме Росстандарт обратил внимание на то, что новые автомобили продают через дилерские центры уже с установленным на них до передачи конечным потребителям дополнительным оборудованием. В ведомстве напомнили, что все конструктивные параметры и характеристики автомобилей нужно добавлять в ОТТС.
«В случае необходимости выпуска в обращение транспортных средств, относящихся к типу, на который оформлено ОТТС, имеющих конструктивные отличия от зафиксированных в ОТТС, необходимо подтверждение выполнения требований Технического регламента», — говорится в документе.
Речь идет об обращении в специализированные лаборатории, куда и сейчас водители приезжают, чтобы узаконить различный тюнинг и получить разрешение на регистрацию такого автомобиля в ГИБДД.
При этом, как уточнил генеральный директор одной из таких лабораторий Юрий Пархоменко, сейчас законодательство не предусматривает возможности сначала получить разрешение на установку всех дополнительных опций на новый автомобиль и только потом зарегистрировать его в ГИБДД. Однако если в ГИБДД обратят внимание на нестандартное оборудование, в регистрации откажут.
Что можно устанавливать автомобиль, а что — сначала регистрировать в ГИБДД
Все оборудование, установленное на новый автомобиль, который собирается продать дилер, должно быть указано в ОТТС. Только в таком случае регистрация машины в ГИБДД точно пройдет без проблем. Как объяснил Шапарин, разрешение на установку такого допоборудования регистрирует сам производитель, либо же его должен после установки узаконить собственник, обратившись сначала в испытательную лабораторию, а затем — в ГИБДД. Подробный список всего, что считается допами, указан в Техническом регламенте. [1]
Каждый производитель решает сам, на что получать одобрение самому, а что переложить на покупателя.Например, один производитель может зарегистрировать накладки на бампер как стандартное оборудование — тогда его можно ставить в автосалоне и не регистрировать в ГИБДД, поскольку такой тюнинг уже прописан в ОТТС. Другой же производитель делать этого не будет или выберет другие параметры.
По словам Шапарина и Пархоменко, дилеры ставят широкий набор оборудования, который обычно не прописан в ОТТС. К ним, например, относятся:
- сигнализация;
- колесные диски увеличенного диаметра;
- кунги для пикапов;
- фаркопы;
- ветрозащита на дверях;
- защита картера;
- подключенные к бортовой сети видеорегистраторы.
«В регистрации в спецлаборатории нуждается любой компонент, который добавлен в автомобиль и который не указан в одобрении типа. И при этом это не легкосъемная конструкция, которой считаются, например, рейлинги на крышу, — объяснил Шапарин. — Это, например, все дополнительная электроника, которую подключают к бортовой сети. Все это при желании в ГИБДД могут подтянуть под внесение изменений в конструкцию».
Шапарин подтвердил слова Пархоменко: водитель может сам установить любое нужное ему оборудование. Для этого необходимо пройти процедуру одобрения внесения изменений в конструкцию. Но сделать это в случае с автомобилем, который не выпущен в эксплуатацию, невозможно.
«Поэтому официально дилеры могут сделать так: отдельно продать клиенту допоборудование, не устанавливать его до регистрации в ГИБДД. После чего покупатель возвращается, устанавливает допы, едет в лабораторию и снова — на регистрацию в ГИБДД. Конечно, дилера такая длинная схема не устраивает. Поэтому без предустановленных опций машину не купить, а если в ГИБДД в регистрации откажут — это уже проблемы клиента, а не продавца», — объяснил Шапарин.
Продавцам пригрозили санкциями
О том, что ранее руководство ГИБДД запрещало регистрировать новые автомобилей, на которых стоит незарегистрированное допоборудование, напомнил Пархоменко. «Эта история не нова. Некоторое время назад такие меры точечно, но сработали. Гайки закрутили, дилеры испугались. А теперь все вернулось обратно», — считает эксперт.
Пархоменко также объяснил, что именно Росстандарт надзирает за тем, чтобы выпускаемая продукция соответствовала ОТТС и сертификатам безопасности.
«Вот дилер продает автомобиль, все оборудование должно соответствовать оформленным на него документам, — отметил Пархоменко. — Но формально это так и происходит. Дилеры придумали хитрую схему: по основному договору продают автомобиль, а опции проходят по другому, даже не дилерскому договору. А о том, что у клиента могут возникнуть проблемы, дилеры не говорят. Им проще продать машину сразу, потому что после регистрации в ГИБДД машины без допов клиент к ним может и не вернуться».