Обсуждению отмены обязательного техосмотра, снижения нештрафуемого лимита превышения скорости с 20 до 10 км/ч и пересчета налога на роскошь была посвящена значительная часть 2021 года. Разбираемся, что в итоге властям удалось изменить в жизни автомобилистов, а о чем в 2022 году придется продолжить дискуссии.
Обязательный техосмотр: отменен и переведен на добровольную основу
Отмена техосмотра запомнится автомобилистам как одна из неожиданных и быстро принятых инициатив. В июле 2021 года в МВД выступили с предложением отменить обязательное прохождение техосмотра для легковых автомобилей и мотоциклов, о чем первым сообщил глава ГИБДД Михаил Черников. Он объяснил, что водители и без техосмотра обязаны содержать свои транспортные средства в исправности — такая норма содержится в ПДД. В итоге с 22 августа страховщики начали оформлять полисы ОСАГО без проверки диагностических карт. А в конце декабря техосмотр сделали добровольным, сделав лишь несколько исключений.
Вступивший в силу закон отменил обязательное прохождение технического осмотра для легковых автомобилей и мотоциклов, принадлежащих физическим лицам и используемых ими исключительно в личных целях. При желании техосмотр можно будет пройти, чтобы выявить неисправности и провести после этого необходимый ремонт.
Техосмотр остался обязательным для автомобилей такси, автобусов и грузовиков. Также получать диагностическую карту необходимо для легковых автомобилей или мотоциклов старше четырех лет в случаях их постановки на учет или смены владельца.
Таким образом, в списке документов, обязательных для регистрации, появится еще один пункт. Теперь для постановки на учет водителю потребуется:
- заявление владельца транспортного средства;
- документ, удостоверяющий личность владельца;
- документы, идентифицирующие транспортное средство — СТС и ПТС;
- документы, устанавливающие основания для постановки транспортного средства на государственный учет, внесения изменений в регистрационные данные, прекращения или снятия с учета;
- документ об уплате государственной пошлины;
- диагностическая карта, содержащая заключение о соответствии транспортного средства обязательным требованиям безопасности, с актуальным сроком действия.
Еще один обязательный пункт, при котором получение диагностической карты сделали обязательным — изменения в конструкции автомобиля. Это, например, перевод автомобиля на газовое топливо или значительная доработка для поездок по бездорожью.
В итоге штраф за отсутствие техосмотра большинству водителей не грозит. Но с 1 марта 2022 года все-таки заработают изменения в законодательстве, которые позволят выписывать штрафы за отсутствие техосмотра в размере 2 000 руб. собственникам тех транспортных средств, которым данная процедура необходима. Фиксировать нарушение смогут дорожные камеры. С учетом изменений в законах, штрафы будут грозить только тем, кто купил машину старше четырех лет и не прошел техосмотр, внес изменения в конструкцию и также не получил после этого диагностическую карту. По факту отследить такие нарушения практически невозможно: без диагностической карты машину в ГИБДД не зарегистрировать, а выявление инспекторами ГИБДД изменений «на глаз» или с помощью камер — практически невозможно.
При этом в отмене техосмотра есть и неочевидный для многих водителей нюанс. Проблемы в случае отсутствия техосмотра, который, хотя и переведен на добровольную основу, но все равно считается подтверждением технической исправности автомобиля, могут возникнуть у водителей-виновников ДТП. Как объяснили в Российском союзе автостраховщиков (РСА), если будет доказано, что причиной аварии является неисправное транспортное средство, то в этой ситуации страховщик может выставить регресс. То есть страховщик заплатит пострадавшему за виновника, однако тот должен будет возместить компании ущерб по выплатам потерпевшей стороне.
Нештрафуемые +20 км/ч: попытки отменить продолжатся
Возможность для автомобилистов ездить с прибавкой до 20 км/ч к указанному на дорожных знаках лимиту скорости представители разных ведомств пытаются упразднить уже несколько последних лет. В МВД России в конце 2020 года заявили об отсутствии планов отказаться от нештрафуемых +20 км/ч. Однако многие чиновники с этим не согласны. В частности, вице-мэр Максим Ликсутов еще в интервью Autonews.ru рассказывал, что норму нужно снижать до +10 км/ч. Руководитель Центра организации дорожного движения (ЦОДД) Москвы Михаил Кизлык в интервью Autonews.ru высказывал такое же мнение.
Отдельный законопроект об отмене нештрафуемого порога в +20 км/ч и введении разных штрафов за превышения скорости на 5-10 км/ч и 10-20 км/ч был внесен в Мосгордуму в конце осени, но его депутаты отклонили 1 декабря 2021 года. Тем не менее, зампредседателя Мосгордумы и лидер фракции «Единая Россия» в парламенте Москвы Степан Орлов после обсуждения законопроекта заявил, что дискуссия еще не окончена и будет продолжена. По его словам, отмена нештрафуемого лимита — серьезная дискуссия, которую продолжат вести на уровне транспортников, урбанистов, специалистов в области дорожного движения и общественных организаций.