branding imagebranding image
РБК АВТО
ГИБДД Алина Распопова
Подписаться на Telegram-канал

Новшества ГИБДД в 2022 году: что ждет водителей

Экспресс-тесты на алкоголь, система «Паутина», мигалки с камерами на крыше патрульных машин и специальные «люстры» на столбах и другое
Фото: Артем Геодакян / ТАСС
Фото: Артем Геодакян / ТАСС

В 2022 году автомобилистов ждет множество нововведений от ГИБДД: инспекторы начнут использовать необычные приспособления для проверки нетрезвых и фиксации нарушений ПДД, а еще получат больше возможностей для работы «в полях». Autonews.ru составил подробный список изменений, которые ждут водителей.

Экспресс-тесты на алкоголь

Начало применения специальных экспресс-тестов на алкоголь в 2022 году анонсировал ранее глава ГИБДД Михаил Черников. По его словам, такое нововведение позволит моментально проверять водителей с признаками опьянения и не тратить время на оформление процедуры медосвидетельствования. Речь идет о ситуациях, когда у инспекторов ГИБДД возникают сомнения в трезвости автомобилиста, однако их недостаточно, чтобы начать оформление процедуры «продувки» с помощью алкотестера и, тем более, поездки в медучреждение на несколько часов. Тогда инспектор ГИБДД и может предложить водителю использовать предварительный экспресс-метод.

«Это средство индикации, позволяющее моментально провести экспресс-исследование выдыхаемого воздуха в определенный прибор без мундштука. По выдыхаемому воздуху в специальный прибор можно будет выявлять, есть там пары алкоголя или нет. Если у водителя не выявят признаков опьянения, он сможет спокойно продолжить движение, не погружаясь в систему медицинского освидетельствования, потому что это продолжительный процесс», — объяснял Черников в 2021 году.

Фото: Донат Сорокин / ТАСС Новости 4 декабря 2021 Важное изменение для водителей в 2022: постепенно затронет всех
В 2022 году алкотестеры заменят на экспресс-тесты Новости 7 августа 2021 Экспресс-тесты ГИБДД: когда запустят и что ждет водителей

Если водитель проведет анализ и он покажет, что автомобилист трезв, можно будет двигаться дальше, не оформляя никаких административных процедур.

Важно, что результаты такой экспресс-проверки не будут считаться юридическим подтверждением нетрезвого состояния автомобилиста. При этом его результаты станут еще одним из оснований для проведения полноценного медицинского освидетельствования. Cейчас у ГИБДД есть список из пяти пунктов, заметив которые сотрудники могут предположить, что водитель транспортного средства находится в состоянии опьянения:

  • запах алкоголя изо рта;
  • неустойчивость позы;
  • нарушение речи;
  • резкое изменение окраски кожных покровов лица;
  • поведение, не соответствующее обстановке.

Еще одним основанием в этом списке станет результат экспресс-теста.

Фото: Autonews.ru
Фото: Autonews.ru

Согласно пояснительной записке к законопроекту, который служит основой для запуска такого теста, введение подобной возможности позволит сотрудникам ГИБДД оперативно проводить предварительную проверку водителей транспортных средств, не ограничиваясь только органолептическими методами.

Они смогут выявлять нетрезвых водителей, в случаях неочевидности наличия у них характерных признаков, либо при обстоятельствах, затрудняющих установление признаков алкогольного и (или) наркотического опьянения. Важно, что отказ водителя от такой проверки не повлечет наступление каких-либо правовых последствий. В таком случае инспекторы должны будут составить акт об отстранении от управления транспортным средством. После чего автомобилисту придется сразу «дуть в трубочку» или ехать в медучреждение.

Новый документ для регистрации машины в ГИБДД

Обязательный техосмотр отменили, но в некоторых случаях его все равно придется проходить. Теперь без диагностической карты, подтверждающей исправность автомобиля, не получится перерегистрировать автомобиль старше четырех лет на нового владельца в ГИБДД.

Неважно, проходит ли автомобиль регистрацию у дилера, через МФЦ или напрямую в ГИБДД, теперь для постановки на учет водителю потребуются:

  • заявление от владельца машины;
  • документ, удостоверяющий личность владельца;
  • документы, идентифицирующие транспортное средство — свидетельство о регистрации (СТС) и паспорт (ПТС);
  • документы, устанавливающие основания для постановки транспортного средства на государственный учет, внесения изменений в регистрационные данные, прекращения или снятия с учета (например, договор купли-продажи);
  • полис ОСАГО (достаточно только факта оформления, в ГИБДД самостоятельно проверят его наличие в базе);
  • квитанция об оплате госпошлины;
  • диагностическая карта, содержащая заключение о соответствии транспортного средства обязательным требованиям безопасности, с неистекшим сроком действия (если автомобиль старше 4 лет).

Также этот документ понадобится, если водитель решит провести изменения в конструкции автомобиля и также узаконить их в отделении ГИБДД.

Обжалование штрафов ГИБДД онлайн

На законодательном уровне возможность обжаловать штраф ГИБДД онлайн появилась у водителей осенью 2021 года. Теперь о нововведении узнало больше водителей, и отменять ошибочные постановления начнут все чаще. Самое главное — иметь регистрацию на портале Госуслуг. Тогда можно обратиться и в подразделение ГИБДД и даже в суд, если там будет техническая возможность принять такую жалобу.

Фото: РБК
Фото: РБК

До таких нововведений наиболее действенным способом отмены ошибочного штрафа считался личный визит в отделение ГИБДД или же отправка жалобы «Почтой России». Но доехать до нужного отделения далеко не всегда бывает удобно: поскольку сейчас до 90% нарушений фиксируется в автоматическом режиме, постановление может приходить из соседнего региона. Была также и возможность отправить в отделения ГИБДД претензию через онлайн приемную. Однако гарантия, что сотрудник ГИБДД рассмотрит жалобу и не отправит приглашения приехать в отделения лично, отсутствовала. 

Передача обработки фиксаций с камер от ГИБДД в регионы

К 1 июня 2022 года должна быть готова законодательная база, благодаря которой к субъектам может перейти часть полномочий ГИБДД по рассмотрению дел об административных правонарушениях в области дорожного движения. Проще говоря, рассматривать сделанные дорожными камерами фиксации и составлять постановления будут не инспекторы ГИБДД, а привлеченные региональными властями специалисты. По такому принципу часть штрафов в Москве выписывают несколько подконтрольных департаменту транспорта учреждений.

Соответствующее распоряжение дал президент Владимир Путин. Такие меры оказались необходимы, поскольку сотрудники ГИБДД не успевают обрабатывать все автоматические фиксации нарушений ПДД, сделанные с помощью дорожных камер. При этом количество дорожных комплексов и, как следствие, фиксаций нарушений ПДД, будет расти. В 2020 году количество постановлений, оформленных на основе данных от автоматических комплексов, увеличилось на 20% по сравнению с 2019 годом и превысило 145,5 млн. Поэтому обрабатывать фиксации и помогут региональные власти.

Важно, что право выписать штраф или постановление о лишении прав при личной остановке за инспекторами сохранят без каких-либо изменений. Также можно предположить, что высвободившиеся от бюрократической работы сотрудники ГИБДД смогут уделять больше времени работе на дорогах. Соответственно, в 2022 году вероятность личной встречи с инспектором возрастет.

Электронные СТС и права

В 2021 году в ГИБДД провели эксперимент по тестированию функции электронного свидетельства о регистрации транспортного средства. Испытания проходили по всей России и продлились почти пять месяцев. За это время инспекторы ГИБДД проверили более 800 электронных СТС. Целью нововведения стало освобождение нагрузки подразделений ГИБДД, связанной с документооборотом, а также удобство для автовладельцев.

«К примеру, если в семье один автомобиль, а водителей гораздо больше, им не придется каждый раз передавать друг другу документы на транспортное средство. У каждого они всегда будут под рукой в электронном виде», — рассказали в МВД.

Фото: Autonews.ru
Фото: Autonews.ru

Пока официального подтверждения о продолжении экспериментов в 2022 году от МВД не поступало. Там заявили, что вопросы о продлении тестирования или внедрении новшества преждевременны. При этом в недавнем обновлении приложения «Госуслуги Авто» появилась новая функция, связанная с экспериментом: в нем можно передать электронное СТС своего автомобиля другому водителю, если он вписан в полис ОСАГО. Кроме того нельзя исключать и старт эксперимента с электронными правами, о которых уже давно просят водители.

Новые камеры в мигалках и новые виды фиксаций

В ГИБДД начали использовать анонсированные еще несколько лет назад инновационные камеры, вмонтированные в мигалки на крышах патрульных автомобилей. Первой их получила московская ГИБДД. Как рассказали в ведомстве, им передали 404 новых патрульных автомобиля на базе Hyundai Solaris со специальным оборудованием. Автомобили укомплектованы устройствами видеофиксации, позволяющими вести панорамную запись окружающей обстановки с охватом 360 градусов.

Точно такие же начали устанавливать и на патрульные машины Центра организации дорожного движения (ЦОДД). Аппаратно-программный комплекс разработали в компании «Технологии распознавания». Причем изначально он назывался «АвтоСканНар», а позже его переименовали в «АвтоУраган-МС».

В устройство вмонтировано две полусферы, в каждую из которых помещено по одной камере. Их количество можно варьировать: в максимальном варианте оснащения таких камер шесть. В центре находится радар, который сканирует окружающую обстановку. По данным разработчиков, такая конструкция позволяет фиксировать дорожную ситуацию на 360° вокруг автомобиля.

Камеры-балки могут фиксировать практически все виды нарушений ПДД: от заезда до стоп-линии до проездов по выделенным полосам, неправильных разворотов, перестроений и стоянки под запрещающими знаками. Так, за соблюдение знаков 3.27 «Остановка запрещена» и 3.28 «Стоянка запрещена» отвечает расположенная справа камера, которая более пристально изучает припаркованные автомобили. Как рассказали в ЦОДД, пока устройства фиксируют только превышения скорости, а также помогают в розыске угнанных автомобилей.

Мигающие шериф-балки на столбах

В России для повышения безопасности на дорогах с 2020 года начали устанавливать «шериф-балки» — приборы, похожие на сигнальное устройство автомобиля ДПС. Их размещают на фонарных столбах, и у водителей возникает ощущение, что на пути дежурит патрульный автомобиль. В правительстве и в МВД признали, что устройства уже доказали свою эффективность на аварийно-опасных участках. Это означает, что в 2022 года регионы все чаще будут прибегать к новым мерам воздействия на водителей и привлекать их внимание специальными маячками. Размещать шериф-балки также будут чаще перед нерегулируемыми пешеходными переходами и перед остановками общественного транспорта.

Фото: УГИБДД УМВД России по Брянской области
Фото: УГИБДД УМВД России по Брянской области