Нехватку микрочипов для автомобилей мировые автопроизводители будут ощущать и после 2022 года, говорят аналитики консалтинговой компании Roland Berger. Они провели исследование «Как преодолеть кризис полупроводников. Устойчивый структурный сбой требует стратегических ответных мер со стороны автомобильной промышленности».
Согласно документу, спрос на микрочипы будет только расти, и разрыв между ним и производственными мощностями достигнет 11%. Расширения выпуска электронных компонентов ждать в ближайшее время тоже не стоит: по данным аналитиков компании, предприятия по производству полупроводников уже сейчас работают со средней мощностью 97%.
Автомобили будут только дорожать
Генеральный директор Vector Market Research Дмитрий Чумаков полагает, что рост цен на автомобили будет отмечаться в следующем году на уровне 10-15%. «Это связано не только с нехваткой компонентов, но и с тем, что металл стал дороже, а также тем, что с каждым годом базовая комплектация автомобилей становится все более наполненной, а значит стоимость также становится выше».
Что касается конкретно цен на автомобили в России, то Минпромторг ожидает замедления темпов роста цен на автомобили в 2022 году. Об этом сообщил журналистам глава ведомства Денис Мантуров.
Что говорит статистика
В 2021 году средневзвешенная цена нового легкового автомобиля в России выросла на 23%, впервые превысив отметку в 2 млн рублей, согласно данным агентства «Автостат». С учетом дилерских «накруток» удорожание оказалось еще больше — 35-40%.
В 2021 году мировой автопром выпустил примерно на 10 млн автомобилей меньше, чем планировалось, пишет аналитическое агентство «Автостат» со ссылкой на прогноз аналитической компании LMC Automotive. И это — только из-за нехватки микрочипов и проблем с цепочками поставок. Сильнее всего пострадали европейские производители: объем поставок новых машин из этого региона снизился на 3 млн единиц. Всего в 2021 году все мировые автомобилестроительные компании выпустили 84,9 млн легковых автомобилей.
Глава LMC Automotive Джастин Кокс отметил, что улучшение ситуации стало наблюдаться только в последние недели года, так как власти стран и сами производители предприняли чрезвычайные меры, чтобы нарастить выпуск машин.
Надо развивать новые решения
Самый большой дефицит микрочипов наблюдается в сегменте предыдущих поколений, которые создаются на основе технологий 1990-2000-х годов. Полупроводники последнего поколения занимают долю всего 5%.
Чумаков отмечает: «Что сейчас производители автомобилей могут сделать — это пойти в сторону использования более инновационных решений, в которых используются платы последнего поколения, поскольку именно по таким платам отмечается наименьший дефицит. То есть чем более инновационной будет становиться автомобильная отрасль, тем меньше будет ощутима проблема нехватки комплектующих».
Но для этого необходимо время, говорит Чумаков. По словам эксперта, если вопрос финансирования автопроизводители могут быстро и эффективно решить, то временные затраты для создания такого производства займут все равно как минимум два-три года.