Ежегодно автомобилисты оплачивают транспортный налог. Помимо этого, их касаются и другие выплаты: некоторые только косвенно, например, утилизационный сбор, а про другие часто забывают, в частности, про налог с продажи автомобиля.
Транспортный налог
Схема зачисления налога не менялась с 2003 года — сумма зависит от мощности мотора машины. Транспортный налог рассчитывается по такой формуле: налоговая база умножается на ставку и количество полных месяцев владения автомобилем в прошлом году. Для автомобилей дороже 3 млн рублей полученный результат умножается на соответствующий коэффициент.
Налоговая база — это характеристики транспортного средства. Для легковых автомобилей, да и в целом для всех ТС налоговой базой будет показатель их мощности в лошадиных силах. То есть чем выше мощность, тем больше придется платить. При этом ставки в разных регионах России разные.
В 2022 году ФНС России ввела упрощенный порядок прекращения налогообложения для транспортного средства, принудительно изъятого у собственника по основаниям, предусмотренным федеральным законом. Для прекращения исчисления налога налогоплательщик вправе подать в налоговый орган заявление, а также документы, подтверждающие принудительное изъятие транспортного средства. При расчете налога будут применяться изменения в системе налоговых ставок и льгот в соответствии с законами субъектов РФ по месту нахождения транспортных средств.
Налог на роскошь
Минимальную стоимость автомобиля для начисления повышенного налога на роскошь могут изменить. Депутаты фракции ЛДПР внесли на рассмотрение Госдумы законопроект, согласно которому предлагается облагать налогом на роскошь автомобили дороже 4 млн рублей. Сейчас базовой ставкой исчисления налога на роскошь считается сумма от 3 млн руб. Депутаты обращают внимание на то, что рост цен на автомобили может привести к значительному увеличению налоговой нагрузки на автовладельцев.
На фоне серьезного повышения цен на автомобили в последние годы в список для расчета на роскошь стали попадать иномарки среднего ценового сегмента. Например, Kia Stinger GT, Kia Mohave, Toyota Highlander, Mazda CX-9, Nissan Murano, Nissan Pathfinder, Peugeot Traveller, Skoda Kodiaq и другие.
Ранее изменить порядок начисления повышенного транспортного налога предлагала Ассоциация европейского бизнеса (АЕБ). В организации считают, что ценовая планка, по достижении которой машина попадает под эту категорию, должна быть увеличена до 6 млн рублей.
Утилизационный сбор
Еще один сбор, который касается автомобилистов — утилизационный. Это разовый платеж, который платят производители машин и импортеры. Этот сбор оплачивается с каждого реализованного автомобиля, и, соответственно, закладывается в стоимость транспортного средства. То есть, по сути, автомобилистов напрямую этот сбор не касается, но оплачивают его именно они, потому что продавцы поднимают цены на авто, чтобы компенсировать свои расходы.
Средства из утилизационного сбора в будущем теоретически будут потрачены на утилизацию машины.
Физлица обязаны оплатить сами утилизационный сбор только в том случае, если они самостоятельно ввозят автомобили из-за границы. В этом случае базовая ставка сбора составляет 20 000 рублей (для легковых автомобилей) и умножается на коэффициент в зависимости от возраста ТС:
- 0,17 — для машин младше 3 лет;
- 0,26 — для машин старше 3 лет.
Для автопроизводителей коэффициенты утилизационного сбора являются повышающими, и суммы для них получаются намного выше.
Налог с продажи автомобиля
Продажа автомобиля в России физическим лицом также облагается налогом в 13%, но только в том случае, если автомобиль был во владении менее трех лет. При сроке владения машиной от трех лет, при продаже не требуется уведомлять налоговую инспекцию — всю информацию ФНС получит из ГИБДД после переоформления автомобиля. Также налог не начисляется, если цена при продаже не превысила 250 тысяч рублей или когда она оказалась равной или ниже, чем при покупке. Но в этой ситуации предоставить документы в налоговую все же придется.