В МВД России назвали преждевременным возврат штрафов за среднюю скорость. Такой ответ поступил в Autonews.ru в ответ на запрос об исполнении поручения заместителя председателя правительства Марата Хуснуллина о проработке и внесении предложений по законодательному закреплению административной ответственности за превышение средней скорости в КоАП. Ранее о переписке между профильными ведомствами, в которой обсуждалась судьба отмененной нормы, первым сообщил Autonews.ru.
«Решение о законодательном закреплении административной ответственности за нарушение средней скорости движения преждевременно», — сообщили в МВД России.
Основной проблемой, согласно ответу МВД, стали законодательные пробелы. Дело в том, что при фиксации превышения средней скорости на протяженном участке, невозможно установить конкретное место совершения правонарушения. На это ранее уже указывал Верховный суд. При этом в новой, пока неопубликованной версии проекта КоАП понятия о средней скорости не прописано.
Над средней скоростью продолжат работать
Тем не менее, в МВД подтвердили, что в целях исполнения данного Хуснуллиным поручения в апреле 2021 года МВД России совместно с Минюстом и Минтрансом продолжают прорабатывать этот вопрос. Получается, что полностью от идеи штрафов за среднюю скорость в ведомстве пока не отказываются. Более того, ранее там уже назвали эффективным этот метода фиксации. Это подтверждается в том числе и зарубежным опытом.
«Например, в Великобритании достигнуто снижение количества ДТП на 16,2% благодаря применению обычных камер фиксации и на 67% из-за применения камер контроля средней скорости», — говорится в документе с позицией МВД России.
Кроме того, в ведомстве напомнили, что принцип измерения скорости с использованием зонального контроля на протяженных участках дорог определен в соответствующем постановлении правительства.
«С учетом изложенного в целях закрепления административной ответственности за нарушения установленного скоростного режима на протяженном участке дороги с использованием средств автоматической фиксации потребуется внесение изменений в КоАП», — говорили ранее в МВД.
В ответ на это Министерство юстиции выражало готовность рассмотреть предложения по законодательному закреплению административной ответственности за среднюю скорость.
Внесение изменений в КоАП по указанному ранее в документах мнению МВД, «позволит стимулировать участников дорожного движения к соблюдению скоростного режима, тем самым повысив уровень безопасности дорожного движения». При этом в письме Минтранса России за подписью первого заместителя министра Андрея Костюка говорится о том, что ведомство также поддержало внесение соответствующих изменений в КоАП. Примечательно, что ведомства должны были найти единое решение уже к сентябрю 2021 года, однако этого пока не произошло. Из всех названных позиций министерств следует, что они все-таки могут разработать формулировку с понятием о средней скорости, которая позволит соблюсти или обойти требование Верховного суда. И в дальнейшем внести ее в КоАП для беспрепятственного оформления постановлений. Однако сколько на это может уйти времени в МВД не уточнили.
Как работает фиксация средней скорости
С 2013 года при проезде таких отрезков быстрее допустимой средней скорости, водители получали штрафы. Их выписывали на основании статей КоАП за превышение «обычной» скорости. Например, за «среднее» превышение на 20-40 км/час наказывали на 500 рублей. Однако осенью 2021 года в ГИБДД перестали оформлять такие постановления. Методика, основанная на измерении средней скорости автомобиля на ограниченном участке дороги, широко применялась в Московской области, Татарстане и в ряде других регионов. С ее помощью превышающие скорость водители получают штрафы, не только если попали в поле зрения одной камеры, но и если проехали определенный участок слишком быстро. Таким образом, водитель не может безнаказанно проехать под одной камерой с допустимой скоростью, а затем разогнаться и снова резко затормозить.
О том, что с технической стороны для контроля средней скорости в России созданы все условия заявил Autonews.ru уже говорил эксперт в области фото и видео фиксации Григорий Шухман.
«В действующем сейчас ГОСТ Р 57144-2016 средняя скорость есть. Вопрос в правовой оценке. Понятия средней скорости нет в КоАП. В ГИБДД после публикации позиции Верховного суда решили отказаться от оформления постановлений за среднюю, пока вопрос не будет нормирован».
Об этом Autonews.ru заявили в ассоциации производителей дорожных камер «Око».
«С технической точки зрения для контроля средней скорости на дорогах все готово — комплексы фотовидеофиксации могут администрировать этот состав нарушений ПДД. Более того, технология измерения средней скорости уже успешно применялась в России, — напомнили в «Око». — Например, в Московской области в местах установки камер на среднюю скорость результаты по борьбе с ДТП и их последствиями выше средних по региону».
Там также уточнили, что такой метод контроля скорости более лоялен к водителям. Как указали представители Ассоциации, если автомобилист немного превысил скорость во время проезда контролируемого участка, то это превышение можно скомпенсировать, сбавив скорость движения на остатке отрезка пути.