Обязательный техосмотр в России отменен и переведен на добровольную основу. Поправки в законодательство Госдума приняла в трех чтениях в декабре 2021 года. Документ вступил в силу сразу после того, как был подписан президентом Владимиром Путиным 30 декабря.
Однако, несмотря это, многим водителям все равно предстоит его пройти. Например, когда речь идет о покупке автомобиля с пробегом возрастом старше 4 лет, перерегистрации при смене собственника или регистрация тюнинга и внесении других изменений в конструкцию. Причем, в этом случае сама процедура будет производиться по новым правилам с обязательной фотофиксацией машины.
Как на самом деле сейчас проходят техосмотр автомобили и с какими сложностями сталкиваются водители? Чтобы ответить на эти вопросы корреспондент Autonews.ru отправился в один из столичных МРЭО и пообщался с людьми, которые только что оформили диагностические карты на свои автомобили.
Не все еще в курсе
«Сережа, ты представляешь, мне не поменяли учет! Отправили на техосмотр, говорят не хватает диагностической карты» — тучная женщина, громко разговаривая по мобильному телефону, выходит из дверей одного из московских МРЭО на юго-востоке столицы и спешным шагом направляется к темно-зеленой Opel Zafira прошлого поколения. Такая машина явно старше четырех лет, так что при смене владельца или повторной постановке на учет после его приостановки прохождение технического осмотра согласно новым правилам обязательно.
Праздно любопытствующих вроде меня с хрестоматийной фразой «я только спросить» внутрь здания МРЭО не пускают. Видимо, из-за противоковидных мер. Пройти можно только тем, кто предварительно записался через сайт «Госуслуг» или взял талон «живой» электронной очереди в специальном терминале в фойе. Остальных строго отсекает капитан полиции, сидящий за рабочим столом, который стоит прямо у входа в длинные коридоры. Еще он что-то вручную записывает в толстенный бумажный журнал в клетку, когда каждый раз тщательно вглядывается в смартфоны и бумажные квиточки посетителей.
Подхожу к нему и интересуюсь процедурой постановки на учет автомобиля с пробегом, задавая вопросы касательно прохождения техосмотра. Инспектор в ответ очень любезен:
— Машина старше четырех лет?
— Да.
— Тогда при смене собственника необходимо пройти техосмотр и получить диагностическую карту.
— И где теперь это можно сделать?
— Вот в одном из этих пунктов технического осмотра — говорит капитан, показывая на заламинированный лист А4 передо собой.
Быстро фотографирую на смартфон бумагу, лежащую на столе, и удаляюсь на улицу под цоканье людей, стоящих за мной в длиннющей очереди.
В списке «ближайших официальных пунктов технического осмотра в ЮВАО г. Москвы» значится аж 15 станций, но после звонков в пять-шесть из них становится ясно, что новые правила прохождения действуют неукоснительно. Ну или почти неукоснительно.
В одной из СТО нам сразу отказали, заявив, что с 1 января больше не занимаются выдачей диагностических карт. Разброс цен на это услугу у остальных удивительно широкий.
«Подъезжайте, это займет около часа и будет стоить 1500 рублей» — заявил мужской голос на том конце трубки — главное убедитесь, что в приобретаемой машине нет никаких изменений в заводской конструкции или тюнинга. Машина фотографируется и все изменения фиксируются».
Следующая станция удивила невероятно низкой ценой. За прохождение техосмотра и выдачу диагностической карты запросили «доковидные» 720 рублей. «Учтите, если на ветровом стекле есть трещины с водительской стороны выше уровня дворника, то осмотр — не пройдете» — строго заявил мастер из этого сервиса.
Впрочем, оказалось, что чем выше цена за услугу — тем выше и уровень лояльности к клиенту. В следующем сервисе, где за прохождение техосмотра также запросили 1500 рублей, вновь предупредили о состоянии лобового стекла, но сказали, что отсутствие катализатора может и не оказаться помехой: «Если катализатора нет — это еще не факт, что не пройдете. Приезжайте, замерим «цэ о» и «цэ аш» (СО и CH) в выхлопе и будет видно. Может и без него уложитесь в нормы» — бодрым голосом подытожил молодой мужчина.
Самая высокая стоимость за прохождение техосмотра в ходе наших телефонных звонков составила 2500 рублей. Впрочем, с нами разговаривал не мастер, а женщина — оператор колл-центра. Она пообещала, что процедура займет не более 30 минут, а также огласила более строгие нормы осмотра ветрового стекла. По ее словам, если трещина на стекле будет располагаться в любой зоне выше дворников и окажется в длину больше 1 см, то нас точно отправят на замену лобового. А вот относительно отсутствия катализатора оказалась более благосклонна. «Ну без катализатора можете пройти, но мне нужно будет уточнять в какой из наших пунктов вас направить. У нас их несколько, сейчас не сориентирую какой их них возьмется. Нужно уточнять».
С заменой мотора и «неродной» коробкой
На парковке около МРЭО значительно больше новых машин вообще без номеров, нежели купленных на «вторичке». Но то и дело к зданию ГИБДД подъезжают люди на машинах в возрасте. На самой окраине большой площадки молодой мужчина лет 35-36 с прозрачным файлом с документами в руках чистит снег с ГАЗ 21 «Волга» и явно готовится идти в здание. «Не подскажите, техосмотр проходили? Во сколько обошлась диагностическая карта?» — интересуюсь у него. «Да, карта есть. Представляешь, техосмотр сама прошла — с гордостью заявляет мужчина — хотя тут меняли двигатель на мотор от ГАЗ 24 и коробка «не родная», рычаг уже не на руле, а на тоннеле. Просто моторы без номера, и в ПТС также указано. Еще здесь второе зеркало заднего вида справа. Его не должно быть с завода. Но на это вообще не обратили внимания».