Определение сценария ситуации
Эвакуация — технически сложная процедура. Если бригада сработала не по регламенту или неаккуратно, то владелец автомобиля, забирая его со штрафстоянки, в комплект к штрафу может получить оторванное зеркало, колпак, бампер, испорченное лакокрасочное покрытие или приличную вмятину. Полис КАСКО вряд ли сработает: во-первых, повреждение при эвакуации — это не ДТП. Во-вторых, значительная часть страховых компаний в договорах прописывают, что страховым случаем царапины или вмятины такого характера не будут, ведь спровоцировало транспортировку машины нарушение ПДД. В этой ситуации требовать компенсации затрат на ремонт нужно с эвакуационной службы или организации, заведующей штрафстоянкой. Если повреждения в документах не указывать — получить выплату от страховой возможно, но в случае отказа в суд с такими бумагами не пойти — проигрыш обеспечен.
Фиксация повреждений и сверка акта приема-передачи
Перед тем, как подписать документ акта приема-передачи (без него увезти машину со штрафстоянки не получится), важно внимательно осмотреть автомобиль — снаружи и по возможности изнутри (лакокрасочное покрытие, диски, стёкла, замки). В акте — отдельное внимание на раздел «Особенности транспортного средства (ТС)». В нем должны быть описаны дефекты, которые появились у машины, пока вы отсутствовали. Важно сделать фотографии нанесенных повреждений, чтобы провести дополнительную экспертизу. Иногда юристы рекомендуют вызвать на место участкового.
Если застали процесс эвакуации лично — фиксируйте повреждения, которые заметили, на фото, параллельно вызвав на место сотрудников ГИБДД, и записав данные свидетелей.
После осмотра обязательно необходимо затребовать у сотрудника эвакуационной компании или штрафстоянки экземпляр акта ГИБДД. В документе указываются место, время и состав правонарушения, за которое автомобиль подвергли эвакуации, фиксируется список повреждений, которые были на машине до погрузки на эвакуатор.
Независимая экспертиза
При невозможности получить компенсацию по КАСКО, готовятся документы для тяжбы с эвакуационной компанией: один из наиболее важных — заключение независимого эксперта. В нем указываются дефекты, полученные машиной в результате эвакуации. Царапины и сколы, которые были на автомобиле раньше в список не вносятся — в суде обязательно заметят хитрость и, вероятно, встанут в процессе на сторону эвакуаторов.
Претензия к службе эвакуации
Если в протоколе ГИБДД есть упоминание эвакуаторщиков как о виновной в нанесении повреждений стороне, то после фиксации и оценки ущерба можно подавать судебный иск. В подавляющем большинстве случаев суд встанет на сторону истца.
В претензии указывают:
-
Ф.И.О. руководителя фирмы, оказывающей услуги по эвакуации;
-
Ф.И.О. заявителя;
-
Дата и время эвакуации;
-
Название организации, которая приняла машину на ответственное хранение.
-
Водитель может перечислить нарушенные, по его мнению, нормы законодательства, обязательно указывает повреждения (списком), общую сумму для их устранения, в письменной форме требует возмещения причиненного ущерба.
-
К претензии следует приложить все имеющие юридическое значение копии документов, подтверждающие правомерность требований истца: протокол задержания автомобиля; квитанцию об оплате услуг по доставке и содержанию ТС (оригинал); заключение эксперта;
-
Доверенность на представителя, если интересы владельца ТС предоставляет не он сам.
Горячая линия ГИБДД (телефон в каждом регионе свой)
Звонком можно зафиксировать дату и время обнаружений повреждений. Телефонограмма может быть использована в суде.
Ранее Autonews.ru рассказывал о том, что автомобиль может быть эвакуирован при езде на нем с просроченными водительскими правами.