В конце 2021 года министр промышленности и торговли Денис Мантуров говорил об ограничении срока эксплуатации машин. На «правительственном часе» в Госдуме он заявил, что это должно простимулировать российский авторынок. Министр предложил начать с грузового и общественного транспорта, а потом постепенно двигаться к легковому.
Депутаты отметили, что средний возраст легковых машин в стране составляет 14 лет, а в некоторых регионах — например, на Дальнем Востоке — доходит до 22 лет. Также проблема устаревшего общественного транспорта стоит в некоторых регионах особенно остро, и замена автопарков необходима.
Руководитель Федерации автовладельцев России Максим Едрышов считает, что в ближайшие годы массовая ликвидация старых машин — малореализуема. «Все сложнее и сложнее с каждым днем просто купить автомобиль, и каких-то резких действий по поводу сокращения числа старых автомобилей ждать не надо», — полагает Едрышов.
В своем выступлении глава Минпромторга также уточнил, что госпрограммы льготного автокредитования помогут людям избавиться от старых машин. Однако эксперты считают, что сейчас брать новый автомобиль взамен старого даже с льготным кредитованием отважится не каждый. «Самым хорошим побуждающим стимулом для всех владельцев старых машин была программа утилизации, когда можно было сдать машину и получить бонус при покупке новой», — добавляет Едрышов.
Что грозит владельцам старых машин
Даже с учетом того, что в ближайшее время вряд ли стартует какая-либо программа по ограничению срока эксплуатации машин, расслабляться владельцам таких автомобилей не стоит.
Более того, отмена обязательного техосмотра для личных транспортных средств также не должна становиться поводом для снижения внимания к техническому состоянию автомобиля.
У сотрудников ГИБДД остается право осмотреть автомобиль и потребовать заезд на стационарный пункт. «Если этого не будет сделано, то возможно даже аннулирование регистрации транспортного средства», — отмечает Едрышов.
Если водитель будет управлять автомобилем с техническими неисправностями, при которых запрещена эксплуатация, и без диагностической карты, его все равно остановят и проверят. «Автомобили, которые находятся в плохом состоянии, у которых не горят фары привлекают внимание сотрудников ГИБДД, и их останавливают чаще. Поэтому все, кто ездит на старых машинах, прекрасно представляют картину, когда как только они выезжают на дорогу — их начинают тормозить», — говорит руководитель проекта «Карта убитых дорог» Александр Васильев.
Но в том случае, если диагностическая карта у водителя на руках, а неисправностей не видно невооруженным глазом, автомобиль, в том числе и старый, проверке не подлежит. «Если водитель прошел техосмотр, то в этой ситуации сотрудники ГИБДД при осуществлении государственного контроля могут проверить техническое состояние такого транспортного средства, только когда они визуально могут заметить техническую неисправность, влияющую на безопасность дорожного движения», — объяснил заместитель начальника ГУОБДД МВД России Владимир Кузин на пресс-конференции 24 января 2022 года.
Сотрудники ГИБДД также имеют право приостанавливать эксплуатацию транспортного средства, если будет выявлена одна или несколько неисправностей, которые описаны в Перечне, прилагающемся к Правилам дорожного движения. В нем перечислены группы неисправностей:
- тормозной системы;
- рулевого управления;
- внешних световых приборов;
- стеклоочистителей и стеклоомывателей;
- колесных дисков и шин;
- двигателя и прочих элементов конструкции.