В ряде регионов автомобилисты столкнулись с отказом ГИБДД перерегистрировать их машины на новых собственников. Причина в «серых» диагностических картах. Об этом Autonews.ru рассказал председатель Союза операторов технического осмотра Максим Бурдюгов. По его словам, и на принадлежащие ему пункты также нередко приезжают водители, которых разворачивают в ГИБДД после предъявления поддельных документов.
В ГИБДД начали выявлять серые диагностические карты
«В некоторых подразделениях ГИБДД уже начали разворачивать таких водителей. Автомобилисты приезжают на перерегистрацию и предъявляют купленные в интернете диагностические карты. Они привыкли каждый год покупать такие карты у страховых агентов или заказывать где-то в других регионах. А о введении обязательной фотофиксации и внесении этих данных в электронную систему узнают уже в ГИБДД», — рассказал Бурдюгов.
Представитель отрасли возмутился, что водители предпочитают покупать поддельные диагностические карты. «Так называемые серые страховые агенты с удовольствием им эти карты продают по 2 тыс. рублей. А официально пройти за 710 рублей — это видите ли дорого. Поэтому схема такая: автомобилист покупает техосмотр, приезжает с ним в ГИБДД, там его разворачивают и приходится ехать к нам на пункт техосмотра. Зачем такие траты, непонятно», — недоумевает участник рынка. Бурдюгов также выразил мнение, что за предъявление «серой» диагностической карты следует наказывать как за использование заведомо подложных документов.
Другие участники рынка признались, что непрошедшие техосмотр водители регулярно предлагают договориться и доплатить за «правильную» диагностическую карту.
«Они привыкли покупать документы и поэтому думают, что пройти техосмотр — это очень легко. Для многих визит к нам на пункты — в новинку. Но договориться не получится. Для нас это грозит штрафами. А водителям это не поможет — в ГИБДД точно также проверят все недостатки при осмотре автомобиля на специальных площадках», — рассказал один из владельцев пункта техосмотра, который просил его не называть.
«В Москве может фотошоп в МРЭО и принимают, но у нас в Екатеринбурге такое не работает. Недавно сразу три водителя приехали к нам на техосмотр: до этого заплатили по 2 тыс. рублей за подделку. Оформили другом регионе — в Калуге. В ГИБДД их спросили, зачем туда ездили и развернули таких туристов», — рассказал Autonews.ru еще один владелец пункта техосмотра.
По его словам, совместно с Технадзором в регионе удалось закрыть порядка десяти местных станций, которые занимались «липовыми» картами и нарушений стало меньше. «Кроме того, в МРЭО видят, что техосмотр оформили час назад в регионе за 2 тыс. км и не принимают такие диагностические карты. А с марта при фотофиксации автомобиля в кадре должен находиться сотрудник — это должно положить конец отфотошопленым картам», — рассказал представитель отрасли.
Что говорят в ГИБДД про серые диагностические карты
Вопрос о том, какие санкции грозят автомобилистам при обращении в ГИБДД с поддельной диагностической картой корреспондент Autonews.ru задала на недавней пресс-конференции ГИБДД представителям ведомства. Ведь ранее в ГИБДД обещали, что будут прекращать регистрацию автомобилей с такими картами. Однако оказалось, что никаких санкций к тому, кто предъявит «серую» диагностическую карту в Госавтоинспекции применить не могут.
Как объяснил заместитель начальника ГУОБДД МВД России Владимир Кузин, у водителя должна быть действующая диагностическая карта только при ряде условий — в том числе при перерегистрации автомобиля старше четырех лет. Если информация о наличии такой диагностической карты внесена в базу данных, оснований для отказа в регистрации в таком случае в ГИБДД нет. «В ГИБДД действует процедура проверки качества выдачи диагностической карты и ее можно провести уже потом. Если будет установлено, что диагностическая карта была оформлена с нарушениями, возможно, какие-то решения будут приняты. Пока оснований для отказа в регистрации по причине незаконно оформленной диагностической карты нет», — отметил Кузин.
Почему автомобили не могут пройти техосмотр
Как рассказали в Союзе операторов техосмотра, на добровольную проверку водители не приезжают. За диагностической картой обращаются только те, кто решает перепродать и перерегистрировать автомобиль. При этом с первого раза, по оценкам Бурдюгова, проходят проверку около 60% частных машин. Остальным же приходится ехать на СТО и проводить доработки. Такие данные эксперт предоставил на основе работы собственных пунктов.
В Союзе операторов техосмотра назвали наиболее частые проблемы, с которыми автомобили не проходят проверку. До 80% машин проваливают испытание из-за мелких неисправностей, которые легко исправить:
- разбитые лобовые стекла: сколы и трещины — не помеха пройти техосмотр. Но есть и принципиальный момент: в зоне видимости с водительского места на лобовом стекле трещин быть не должно. Чтобы избежать проблем на техосмотре, стоит вооружаться линейкой и измерить дефекты на стекле, если они есть. Трещинами будут считаться все повреждения стекла длиной от 10 см;
- трещины на фарах: с такими дефектами пройти проверку нельзя — придется заменить разбитые детали и приезжать снова. А вот трещины на противотуманках не запрещены, но только если сами фары светят ярко;
- фары смотрят в разные стороны: некоторые автомобилисты продолжают ездить с такой неисправностью. Причин много: например, ксеноновые фары не всегда получается откалибровать на СТО, потому что многие не берутся за такую кропотливую работу. А тратить деньги на покупку новых фар многие водители не готовы. А еще отклонения от нормы могут быть незаметны. Дело в том, что со временем из-за тряски на плохих дорогах настройки фар сбиваются даже у крепких внедорожников. При этом фары должны светить ровно и прямо, иначе можно вовремя не заметить в темноте препятствие на пути или же на обочине.
- «лысая» резина;
- неработающие лампочки в салоне и в фарах;
- светодиодные и другие непредусмотренные производителями лампы;
- неузаконненый тюнинг в виде спойлеров, переделанных бамперов и т.п.;
- незарегистрированные замененные двигатели.
Еще порядка 20% отказов в оформлении положительного решения по техосмотру связаны с серьезными техническими неисправностями:
- люфты рулевого управления;
- проблемы с подвеской;
- разность тормозных усилий.
«Разность тормозных усилий проявляется при экстренном торможении. В гололед машины плохо тормозят, их начинает «вести» и разворачивает на дороге. Причина возникновения таких проблем в том, что рабочие механизмы стираются. А исправить такой недостаток совсем несложно. При этом заметить техническую проблему до экстренной ситуации сможет только опытный водитель. Поэтому многие до последнего не догадываются об опасности», — сказал Бурдюгов.
Ранее в ГИБДД подробно ответили на все вопросы о том, кому проходить техосмотр, когда диагностическую карту потребуют в ГИБДД, заработает ли штраф за отсутствие документа и кого будут наказывать.