На отфотошопленных диагностических картах стали все чаще попадаться автомобилисты при попытках перерегистрировать машины в ГИБДД на новых владельцев. Продавцы «серых» карт интегрируют изображение автомобилей в снимки пунктов техосмотра и оформляют документы удаленно. О таком тренде рассказали Autonews.ru руководители официальных пунктов техосмотра из разных регионов.
По словам участников Союза операторов техосмотра, сейчас лазейка в законодательстве позволяет легко изменять документы. Однако с 1 марта 2022 года подделать техосмотр станет сложнее: вступит в силу приказ Минтранса об изменении требований к диагностическим картам — на всех снимках должен будет присутствовать технический специалист. Разбираемся, чем сейчас грозит предъявление поддельной карты в ГИБДД и что изменится с 1 марта.
Фотошоп и техосмотр из дальнего региона: с чем разворачивают в ГИБДД
С конца 2021 года проверка диагностической карты в ГИБДД стала обязательной при перерегистрации машины старше четырех лет. Поэтому инспекторы ГИБДД тщательно проверяют этот документ, объяснили опрошенные операторы пунктов техосмотра. В первую очередь подозрение вызывают все диагностические карты, оформленные в дальних регионах.
«Сотрудники ГИБДД при регистрации автомобилей проверяют диагностические карты и видят, где из оформляли. Если водитель и его машина зарегистрированы в одном регионе, например, в Калининграде, а техосмотр оформлен в Санкт-Петербурге, то возникнут вопросы. Автомобилисту предложат заново пройти проверку уже в своем регионе. А если тот начнет возмущаться, то ему предложат провести административное расследование и проверить тот отдаленный пункт техосмотра. Обычно все отказываются», — сообщил глава Союза операторов техосмотра Максим Бурдюгов.
Его слова подтвердили и другие участники рынка. «Приезжало несколько таких туристов, которые якобы съездили в другие города. В ГИБДД такие карты не приняли», — рассказал один из владельцев ПТО в Екатеринбурге.
Еще одна популярная причина отказа в перерегистрации — это фотошоп. На одной из таких карт видно, что автомобиль с госномерами Ленобласти якобы заехал на пункт техосмотра, но эксперты сразу же указали на фальсификат.
«Часто в ГИБДД привозят карты, где просто сфотографирован номер или идет такая вклейка: фотография машины наложена на снимок площадки техосмотра. Заметить это очень просто», — объяснил Бурдюгов.
По его словам, оформляют такие карты официально — «серые» операторы имеют доступ в ЕАИС ТО и вносят туда данные с помощью электронной подписи. При этом, пока не установлено, что карта оформлена с нарушениями, никого за это привлечь невозможно. «Действует презумпция невиновности. Для начала нужно провести следственно-оперативные мероприятия: выяснить, где физически находился автомобиль в момент оформления диагностической карты. И был ли нарушен порядок оформления документа. Такой порядок все-таки лучше, чем закрывать все пункты техосмотра подряд из-за малейших сомнений», — сказали представители Союза операторов техосмотра.
Что изменится с 1 марта 2022 года при техосмотре
По словам операторов, сейчас фальсифицировать диагностическую карту просто: на снимок накладывают изображение машины, а данные о координатах содержатся в специальном файле с exif-данными. Сейчас этот файл легко редактировать. Однако со вступлением в силу приказа Минтренса эти требования ужесточат. Согласно документу, на фотоснимках должен присутствовать эксперт, а сам файл не должен иметь признаков редактирования:
- фотографическое изображение транспортного средства должно содержать изображение передней / задней части транспортного средства и одной из боковых его поверхностей, а также изображение технического эксперта, проводившего техническое диагностирование транспортного средства, рядом, в полный рост, лицом в камеру;
- при фотофиксации не допускается применение любых фотоэффектов, изменяющих как естественный фон, так и изображение транспортного средства и технического эксперта;
- файлы с фотографическими изображениями не должны подвергаться редактированию, в том числе посредством изменения exif-данных.
«Вклеить технического инспектора в фотографию в диагностическую карту будет сложно, — считают в Союзе операторов техосмотра. — Качественная подделка будет стоить не менее 20 тыс. рублей, если исходить из стоимости работ по редактированию изображений и верстке таких сложных макетов. Поэтому будет проще оформить реальную карту, а 95% «фотошоперов» просто вымрут».
Как рассказал Бурдюгов, большинство официальных операторов уже готовы к изменениям: снимки будут делать сами специалисты при помощи штативов и Bluetooth-пультов, которыми можно управлять фотоаппаратами. Стоит такое дополнительное оборудование около 1 тыс. рублей.
«Для нала посмотрим, как заработает схема с началом весны, — объяснил Бурдюгов. — Скорее всего, всех фальсификаторов вручную вычистят сами инспекторы ГИБДД при проверках карт во время перерегистрации. На закрытых совещаниях в ГИБДД говорят, что изготовление таких документов можно привязать к ч. 1 ст. 327 УК, которая предусматривает ответственность за подделку официального документа в целях его использования. Но пока эту идею только обсуждают».
В свою очередь глава Национального автомобильного союза Антон Шапарин рассказал Autonews.ru, что союз некоторые время назад передавал в ГИБДД целую пачку фальсифицированных карт (письмо имеется в распоряжении Autonews.ru).
«Действительно, сейчас можно без проблем приделать автомобиль на фотографию и прикрепить нужные координаты. У нас даже были даже фотографии, на которых машины «парили» на площадке, — поделился Шапарин. — В итоге в МВД России сказали, что отправили эту информацию в регионы. Но эффективно отработали проблему только в Санкт-Петербурге. При этом иногда пунктов в регионах просто нет и некоторые водители вынуждены фотошопить эти карты».
Что говорят в ГИБДД
Ранее вопрос о санкциях, которые грозят автомобилистам при обращении в ГИБДД с поддельной диагностической картой, корреспондент Autonews.ru задала на недавней пресс-конференции ГИБДД представителям ведомства. Выяснилось, что никаких санкций к тому, кто предъявит «серую» диагностическую карту в Госавтоинспекции пока не применяют.
Как объяснил заместитель начальника ГУОБДД МВД России Владимир Кузин, у водителя должна быть действующая диагностическая карта только при ряде условий — в том числе при перерегистрации автомобиля старше четырех лет. Если информация о наличии такой диагностической карты внесена в базу данных, оснований для отказа в регистрации в таком случае в ГИБДД нет.
«В ГИБДД действует процедура проверки качества выдачи диагностической карты и ее можно провести уже потом. Если будет установлено, что диагностическая карта была оформлена с нарушениями, возможно, какие-то решения будут приняты. Пока оснований для отказа в регистрации по причине незаконно оформленной диагностической карты нет», — отметил Кузин.