Многие крупные автопроизводители постепенно отказываются от классических бензиновых и дизельных моторов, переводя свои модели на электрическую тягу. Скажем, в Европе и США местные власти планируют менее чем через 15 лет запретить продажу транспортных средств с традиционными двигателями внутреннего сгорания. Активную работу по популяризации электромобилей и развитию инфраструктуры начали вести и в России, где продажи электрокаров в 2021 году установили исторический рекорд.
Что такое электромобиль
Электромобили появились раньше, чем машины с двигателями внутреннего сгорания. Первые удачные эксперименты с транспортными средствами, приводимыми в движение за счет исключительно электрической энергии, провели еще в первой половине 19-го века. А в начале 20-го века электромобили получили широкое распространение, обходя по популярности бензиновые автомобили. К примеру, в период с 1900 по 1910 год более 40% машин, которые ездили по дорогам США, имели электрические агрегаты.
Однако стремительное развитие нефтяной индустрии и усовершенствование двигателей внутреннего сгорания привело к долгому забвению электрокаров, слабыми местами которых был малый запас хода и сложный процесс подзарядки батарей. Интерес к экологически чистым машинам вернулся только 1970-е годы на фоне резкого скачка цен на топливо.
Сейчас электромобили переживают уже третью молодость и интерес к ним, кажется, будет только расти. Мировые продажи автомобилей с нулевым уровнем выброса вредных веществ увеличиваются с каждым годом. К примеру, в сентябре 2021 года электрокар впервые возглавил рейтинг самых популярных моделей в Европе — Tesla Model 3 за один месяц разошлась тиражом в 25,6 тыс. ед. и обошла по продажам таких традиционных лидеров как Renault Clio, Dacia Sandero и Volkswagen Golf.
В дальнейшем популярность электромобилей будет только расти. В связи с ужесточающимися экологическими нормами все больше производителей переводит свои модели на электрическую тягу. В следующие 10-15 лет убрать из своей линейки машины с традиционными ДВС планирует ряд крупных компаний. К примеру, после 2025 года на электромоторы перейдет компания Jaguar, а еще спустя пять лет ее примеру последует Volvo.
В том же 2030 году от бензиновых и дизельных машин полностью откажется Renault. На электрокары переходит и компания Audi, которая выпустит последнюю машину с классическим силовым агрегатом в 2033 году. Кроме того, глобальную электрификацию своей модельной линейки для Европы готовят General Motors и Ford. Наконец, к 2035 году европейские продажи машин с ДВС прекратят южнокорейские Hyundai и Kia.
Как работает электромобиль и почему он проще
На электрокарах вместо классического двигателя внутреннего сгорания используют электрический агрегат, который конструктивно гораздо проще ДВС, поскольку содержит меньше деталей и механических соединений.
Традиционный электромотор состоит из неподвижной части — статора, а также подвижного компонента — ротора. При подключении к сети в статоре возникает круговое вращающееся магнитное поле, пронизывающее обмотку ротора и наводящее в нем ток индукции. После этого возникает вращающий момент, приводящий ротор в движение. Электрическая энергия, поступающая на обмотки, преобразуется в механическую энергию вращения. В качестве трансмиссии, как правило, используют одно- или двухступенчатый планетарный редуктор, принцип действия которых схож с классической автоматической коробкой передач.
Источником энергии являются подзаряжаемые аккумуляторные батареи, которые на новейших автомобилях могут обеспечивать автономный пробег до 1000 километров (например, у Mercedes-Benz EQXX). Время пополнения запаса батареи зависит от ее емкости, а также от типа и мощности зарядного устройства — оно может варьироваться от получаса до нескольких суток.
Аккумуляторы на первых электрокарах были недолговечны, однако с развитием технологий сроки их службы значительно выросли. К примеру, в России официальная гарантия на батарею электрического кроссовера Jaguar I-Pace составляет 8 лет или 160 тыс. км пробега. При этом гарантированная остаточная емкость аккумулятора равна 70%.
Какие электромобили есть в России
В России в последнее время растет популярность электрокаров, хотя их рыночная доля по-прежнему очень мала. В 2021 году в стране было продано 2254 новых автомобиля с полностью электрическими силовыми установками, что в 3,1 раза больше по сравнению с 2020 годом (данные «Автостат»). Эксперты отмечают, что российские продажи электрокаров растут уже пятый год подряд — с 2017 года. При этом они прежде никогда не превышали отметку в 1 тыс. проданных машин. Наибольшей популярностью пользуются следующие модели:
1. Porsche Taycan (продано — 581 ед., цены — от 8 380 000 руб.)