Дефицит микросхем, с которым столкнулись большинство крупных автопроизводителей по всему миру, преодолеть по-прежнему не получается. Как следствие, в России все еще наблюдается нехватка новых машин, а дилеры отказываются продавать автомобили без установки собственного дополнительного оборудования с огромными наценками.
В сложившейся ситуации руководитель экспертного центра «Пробок.нет» Александр Шумский в своем Telegram решил дать автомобилистам несколько советов, как отказаться от навязанного допоборудования.
«Допы можно просто сдать. По закону потребитель вправе сдать товар надлежащего качества, не использованного в употреблении, в течение 14 дней и получить средства обратно (ст.25 ФЗ о защите прав потребителей)», — объяснил эксперт.
Таким образом, как только клиент подписал акт приема/передачи автомобиля допоборудование (например, коврики, цены на которые у дилеров иногда могут достигать 90 000 руб.) можно тут же сдать обратно. Шумский подчеркнул, что в случае продавец не сможет требовать вернуть и автомобиль, ведь ему запрещается «обусловливать приобретение одних товаров обязательным приобретением других» (ст.16 ФЗ ОЗПП).
Одновременно эксперт напомнил о категории технически сложных товаров, которые просто так не вернешь. К ним относятся, например, внештатная сигнализация. Шумский подчеркнул, что такая опция может быть не предусмотрена заводом-изготовителем.
«Чтобы использовать такое оборудование, необходимо пройти специальную сертификацию. Если водителя об этом письменно не уведомили — это юридический повод расторгнуть сделку, ведь продавец обязан своевременно предоставить потребителю необходимую и достоверную информацию о товаре (ст. 10 ФЗ ОЗПП). Деньги должны вернуть в течение 10 дней», — резюмировал Шумский.
Сами автопроизводители также стараются бороться с дилерскими наценками и даже подготовили для покупателей несколько лайфхаков, которые могут помочь сэкономить деньги при покупке нового автомобиля в 2022 году.
Так, на Волжском автозаводе советуют предварительно заказывать автомобиль и составлять договор о приобретении машины в заводской комплектации. В этом документе должны быть указана модель, комплектация и цвет. Кроме этого, в договоре должны быть прописаны ориентировочные сроки поставки.
В свою очередь, УАЗ порекомендовал клиентам ориентироваться на цены, которые указаны на официальном сайте (так называемая «онлайн-витрина»). В компании объяснили, что именно там указан гарантированный финальный ценник конкретного автомобиля. В случае, если эта стоимость будет отличаться от дилерских цен, УАЗ рекомендует покупателям обращаться на «горячую линию» компании. «И автомобиль будет вашим по заявленной на онлайн-витрине цене», — пообещали в компании.