«Желтое такси объезжает трамвай по встречке! За ним серебристый Hyundai! Повторяю, серебристый Hyundai Getz, брать обоих!». В белоснежном Ford Focus без полицейской спецокраски мы мчимся центральному округу Москвы. Паре водителей только что надоело ждать, пока трамвай высадит пассажиров, и они решили объехать препятствие по встречной полосе. Камер вокруг нет и кажется, что такой маневр не заметят. Это второе по грубости нарушение после пьяной езды, говорят инспекторы. Они пытаются докричаться до экипажа на машине с мигалками по дающей сбои рации: обоих удивленных водителей останавливают уже после трамвайных путей через пару километров.
События на дороге меняются быстро, ведь до этого инспекторы помогли в работе при обеспечении проезда первого лица — президент Владимир Путин встречался в этот день с президентом Франции Эммануэлем Макроном. Корреспондент Autonews.ru подежурила на дорогах с скрытым патрулем ГИБДД и выяснила, какие нарушения можно фиксировать незаметно для водителей.
Скрытое патрулирование ГИБДД на гражданской машине: как это работает
Скрытый патруль работает в Москве уже несколько лет: инспекторы ездят на серебристых Ford Focus, есть в автопарке и современные BMW. Кроме того, как рассказали полицейские, в центральном округе скоро будут ездить и «скрытые» новые Hyundai Solaris, которыми заменят старые «Форды». «О нас мало кто знает, водители вообще не догадываются, что есть такой патруль», — рассказывает инспектор лет 30-ти. Молодой человек неразговорчив, рассказал только, что раньше пришел в ГИБДД из спорта — хорошо ездил на коньках и стал мастером спорта. Но о переходе в ГИБДД не жалеет. Рядом сидит его напарник. Обычно в скрытом патруле один-два человека и оба внимательно мониторят обстановку.
Схема со скрытым патрулем ГИБДД работает так: инспекторы в форме едут в неприметном автомобиле, который выглядит как гражданский. Полицейские внимательно следят за происходящим вокруг, следуя по утвержденному маршруту. При этом они знают, где и на каких улицах вместе с ними дежурят уже полицейские автомобили: связь с экипажами держат по рации. Как только сотрудники скрытого патруля видят нарушение, то сразу сообщают напарникам. Например, это может быть информация о водителе, который проехал на красный сигнал светофора или развернулся в запрещенном месте. Все подробности получают патрули, которые дежурят на маршрутах поблизости. Получившие сигнал сотрудники задерживают автомобилиста, объясняют, где и что именно он нарушил и составляют протокол.
При этом сотрудникам скрытого патруля останавливаться рядом не обязательно: пока их коллеги составляют протоколы, полицейские на Ford Focus продолжают патрулирование. В этом и смысл — фиксировать как можно больше нарушений. Ведь если «скрытый» патруль будет еще и оформлять материалы, эффективность такой работы падает.
Такой контроль нужен там, где не работают дорожные камеры или часто происходят аварии или нарушения ПДД. Как рассказали инспекторы из моего экипажа, некоторые автомобилисты решают, что без камер можно и пренебречь ПДД — проехать по обочине или заехать на выделенную полосу, а перед началом фиксации стараются проскочить обратно в свой ряд. А если знать, что протокол может прилететь неожиданно и в любой момент, тогда водителям нарушать не захочется.
Как объяснили инспекторы, для оформления протокола необходимо увидеть нарушение, запомнить госномер и место нарушения. Протокол можно составить на основе слов инспектора — никаких фотографий или видеозаписей в качестве доказательств прикладывать к материалам дела не придется. Для рассмотрения дела суду будет достаточно сообщения полицейского о визуальной фиксации нарушения. Тем не менее, в салоне скрытого патруля постоянно работает видеорегистратор, который снимает и дорожную обстановку, и происходящее в салоне. В случае конфликта у инспекторов будет полная съемка.
Какие автомобили проверяет скрытый патруль
Мы стартуем в разгар рабочего дня от Народной улицы — именно тут расположен отдел ГИБДД по ЦАО и выезжаем на улицу Кожевнический Вражек. На нее съезжает поток, который едет по Новоспасскому мосту со стороны Таганки. Согласно знакам, водители должны следовать прямо — развороты запрещены. На улице также расположены трамвайные пути и местами под снегом проглядывает запрещающая разметка. Однако через сами пути на снегу видны многочисленные следы разворотов. Поток упирается в пробку минут на 10-15, и не всем водителям хочется ждать.
Инспекторам это место хорошо знакомо, и оно входит в зону патрулирования. Как оказалось, не зря — водитель синей Skoda Octavia выждал момент и развернулся по занесенным снегом трамвайным путям. Инспектор немедленно сообщает об этом экипажу, который выезжает на перехват. Мы же вынуждены еще постоять в пробке до прерывистой линии — машина значится как гражданская, спецсигналов у нее нет и за любые нарушения приходят штрафы.
Когда мы подъезжаем к задержанному патрулем Skoda Octavia, там уже разгорается конфликт. Молодой водитель кричит, что ему тычут в лицо удостоверением и вообще возмущается причинами остановки. На это инспекторы вежливо обращают внимание на то, что удостоверение показано корректно, а в случае неадекватного поведения у них есть право отвезти автомобилиста на медосвидетельствование. «Давай съездим», — негодует водитель. «Не давай, а давайте, пожалуйста», — поправляет инспектор. Полицейский спокойно объясняет, что его действия корректны.
Дальше водитель начинает объяснять: разметки под снегом не видно. На это инспекторы напоминают про знак. «Если разметка не видна, нужно быть еще более внимательным и ориентироваться на дорожные знаки. Если вы сомневаетесь, что за разметка нанесена, следует исходить из того, что пересекать ее не стоит», — уточняет инспектор. Но водитель не слышит пояснений и требует рассказать, почему за ним следил обычный автомобиль, насколько это законно. Он даже проверил документы на «скрытый» Ford, которые ему охотно показали инспекторы.
Выпустив пар и не встретив агрессии со стороны инспекторов, автомобилист вдруг успокоился и уже смирившись начинает причитать. «Все разворачиваются там, столько следов, вот и я поехал…И вообще у меня жена прямо сейчас рожает, девочку. Я очень, очень тороплюсь, поэтому так получилось…». Водителю выписали протокол по ч.2 ст. 12.16 КоАП «Поворот налево или разворот в нарушение требований, предписанных дорожными знаками или разметкой проезжей части дороги». Максимальный штраф за это 1500 рублей со скидкой 50%. Лишения не предусмотрено, ведь выезда на встречку не было. Узнав это, водитель расслабился и даже пожал на прощание инспекторам руки.
«Ко всем нужен подход, — спокойно улыбаясь говорит один из моих напарников. — Я патриот своей службы и хочу, чтобы работу инспекторов ГИБДД уважали. Поэтому стараюсь сначала все подробно объяснить, в чем водитель не прав, чтобы он сам потом не попал в беду. Бывает, конечно, водители начинают возмущаться, грозить связями. Но это случается редко».
По пути обращаем внимание на Nissan Qashqai черного цвета — хотя в городе уже сумерки, горят только дневные ходовые огни. Водителя останавливают и указывают на нарушение. «А когда начинается это ваше темное время суток, как мне определить, как включить этот свет?», — возмутился автомобилист средних лет, но фары включил.