Все больше ведущих автобрендов и поставщиков запчастей прекращают или замораживают свою деятельность в России на фоне событий на Украине. Помимо политических обоснований, такие решения связаны в том числе с резким падением курса рубля, неопределенностью с перспективами работы на российском рынке и проблемами с логистикой. Информацию о проблемах с поставками подтверждают сами производители, дилеры, а также дистрибьюторы автомобильных комплектующих. Autonews.ru разобрался, с какими комплектующими могут возникнуть проблемы и что делать, если автомобиль нужно ремонтировать.
Фильтры, колодки, диски, сцепление: цены выросли в два раза
Официальные поставщики запчастей подняли отпускные цены со кладов в два раза. Об этом рассказали Autonews.ru в Ассоциации дистрибьюторов автомобильных комплектующих (АДАК). Речь идет о полной номенклатуре необходимых запчастей. По оценке экспертов ассоциации, запасов хватит на ближайшие две недели, после чего на рынке может наступить дефицит.
Автомобильный эксперт Олег Мосеев в беседе с Autonews.ru подтвердил информацию о проблемах с запчастями и сложностях с проведением ремонта даже у официальных дилеров. Он посоветовал автомобилистам обратить внимание на неоригинальные, но сертифицированные запчасти из Китая. По его словам, автодилеры сами используют их для ремонта негарантийных автомобилей.
«Если смотреть глобально, наш рынок не остается без запчастей. Главным будет вопрос цены. Есть китайские компании, которые возят качественные неоригинальные запчасти на Renault, Nissan, Toyota. Главное выбирать проверенные бренды или советоваться с дилерами», — посоветовал Мосеев.
В свою очередь, генеральный директор автосервиса «Кинг-Авто» Евгений Гульчин, который специализируется на ремонте коробок DSG от Volkswagen Group, сообщил, что запчасти на складах у оптовых поставщиков пока есть в нужном количестве. Однако, по его словам, цены дистрибьюторы на фоне неопределенной ситуации подняли в два раза. В том числе и на сцепления для коробок передач.
«В начале прошлой недели цена сцепления для коробки DSG составляла 37-39 тыс. руб. Теперь — от 57 тыс. руб. Клиенты записываются, а когда узнают цену, некоторые вынуждены отказаться от ремонта или едут за кредитом. Поделать мы ничего не можем, продавать запчасти себе в убыток невозможно, а поставщики, хоть и распродают старые запасы, все равно проиндексировали цены. Продавцы ведут политику поднятия цен на опережение», — рассказал Гульчин.
По словам участника отрасли, некоторые поставщики, поддавшись панике, меняют цены каждый день. А некоторые вовсе перестали отгружать заказы, заняв выжидательную позицию. «Большинство работающих с официальными запчастями СТО закупает запчасти у десятка оптовых поставщиков. Поэтому выбора нет. Цены повышают вместе с курсом. Но из-за паники и нервозной обстановки ценники переписывают быстрее, чем падает рубль. Но если клиенты покупают сейчас, по этим ценам, то вряд они упадут в дальнейшем», — рассказал руководитель СТО.
По словам Гульчина, у столкнувшихся с неисправными коробками передач автомобилистов также не остается выбора: им приходится искать возможность отремонтировать машину. «К нам приезжают, когда коробка передач начинает плохо переключаться и «пинается». Клиенты готовы к тому, что коробку придется снимать, разбирать и проводить диагностику. При этом официальные дилеры VAG предупреждают клиентов, что заказанные запчасти могут прийти уже по другим ценам», — рассказал эксперт.
Он также сообщил, что автомобилисты начали про запас заказывать «расходники», включая фильтры, тормозные колодки, диски, лампочки для фар.
Эксперты прогнозируют дефицит автомобильных запчастей
По оценке директора международной сети автосервисов Fit Service Данила Соловьева, падение курса рубля спровоцировало рост стоимости запчастей в среднем на 30%. По его словам, в повышение цен помимо курса валют продавцы закладывают подорожание логистических услуг, самого автотранспорта и рост стоимости кредитов.
«Рост ключевой ставки повлек за собой рост кредитов, которые используются при закупке товаров. Ожидается дефицит, потому что с понедельника, 28 февраля, ряд европейских производителей перестал принимать заказы по отгрузкам на ближайшие 7 до 10 дней. Это временное решение. Они не знают, по какой цене отгружать товары. Ведь пока курс рубля абсолютно непрогнозируемый», — сказал Соловьев.
Он отметил, что в настоящее время транзит грузов и товаров через Украину невозможен. Дело в том, что Латвия и Литва, через которые проходил транзит, ввели новые таможенные документы и на таможне возникла «полная неразбериха».
«Грузовики стоят, это привело к тому, что европейские производители остановили отгрузки. Поэтому в ближайшие 2-3 недели мы столкнемся с нехваткой комплектующих. Кроме того, нарастает ажиотаж: курсы валют растут, потребители понимают, что запчасти будут дорожать. Соответственно клиенты торопятся отремонтировать свой автомобиль, впрок купить какие-то необходимые комплектующие. Склады пустеют. И это приведет к дефициту», — предупредил эксперт.