Дорожные камеры научились распознавать примеры опасного вождения согласно прописанными в ПДД формулировкам. Об этом рассказали чиновники на заседании специальной рабочей группы, где разрабатывают возможность введения штрафов за опасное вождение и запуска его автоматической фиксации.
Первые примеры съемки нарушений с помощью дорожных комплексов продемонстрировал заместитель руководителя Департамента транспорта Москвы Андрей Корнеев. При этом разработанное в МВД и ГИБДД определение лихачества на дорогах резко раскритиковали в Госдуме. Что нужно для начала фиксации опасного вождения по всей России и оформлению штрафов, какие маневры под него попадают, и как за это планируют наказывать разбирался Autonews.ru.
Как камеры могут зафиксировать опасное вождение
В Центре организации дорожного движения Москвы (ЦОДД) уже проработали возможность для составления материалов с камер для оформления штрафов за опасное вождение. В качестве примера такого нарушения в Департаменте транспорта показали Hyundai Solaris: за семь минут водитель допустил пять запрещенных перестроений. При наличии рабочей правовой базы и сертифицированных под фиксацию таких нарушений камер, автомобилист получил бы штраф.
«Наши камеры способны записывать видеоматериал, на котором наглядно видно, как нарушитель за относительно короткий промежуток времени совершает всю совокупность правонарушений, которая и составляет в настоящее время определение «опасного вождения». Мы готовы разработать и доработать вместе с производителями программное обеспечение под эти камеры», — сказал заместитель руководителя Департамента транспорта Москвы Андрей Корнеев.
О том, что некоторые камеры могут снимать целые ролики с примерами опасного вождения Autonews.ru в свою очередь рассказал представитель компании «Технологии распознавания» Сергей Кусов. В качестве примера он привел вмонтированные в мигалки камеры, с которыми сейчас по Москве ездят машины ЦОДД.
«Такие устройства могут снять целый ролик про нарушителя. И если заработает статья в КоАП с отдельным видом штрафа за опасное вождение, такие материалы должны подойти», — сказал Кусов. Также он предположил, что у некоторых стационарных камер можно настроить обзорность таким образом, чтобы те следили за потоком машин на расстоянии за несколько сотен метров. Но при этом представитель компании-производителя признал, что увидеть резкие подрезания и перестроения крайне трудно.
Почему штрафы до сих пор не приходят
Отдельной статьи в КоАП с мерой ответственности за опасное вождение пока нет: депутаты регулярно выходят на этот счет с предложениями, но безрезультатно. Некоторое время назад штрафовать лихачей предлагали на 5 тыс. рублей. А по последним данным предложение о штрафе в 3 тыс. рублей внесено в разрабатываемый проект нового КоАП. В ГИБДД такое наказание ранее поддержали, предложив дополнительно лишать прав при повторных нарушениях или при управлении автомобилем в нетрезвом виде.
Проблема с появлением новой статьи связана еще и с громоздкой формулировкой, которая описывает само нарушение. Размытая трактовка написана еще в 2016 году и с тех пор не менялась, хоть она и вызывает опасения, что водителя могут наказать ошибочно.
Так, норма об опасном вождении существует только в ПДД. Согласно которым, нарушение выражается в неоднократном совершении одного или совершении нескольких следующих друг за другом действий:
- невыполнение при перестроении требования уступить дорогу машине с преимуществом;
- перестроении при интенсивном движении, когда все полосы движения заняты;
- несоблюдении безопасной дистанции до движущегося впереди автомобиля;
- несоблюдение бокового интервала;
- резкое торможение;
- препятствие обгону, если это привело к ДТП.
В МВД и ГИБДД такое определение поддерживают, что подтвердил на том же совещании заместитель начальника ГУОБДД МВД России Владимир Кузин. Однако вице-спикер Госдумы Ирина Яровая заявила, что эта трактовка не позволяет квалифицировать нарушение, что может привести к необоснованным штрафам. Также, по ее словам, такое определение никак не позволяет понять, что же такое опасное вождение и когда за него следует наказывать.
«Необходимо более точное определение. Наказывать нужно нарушителей, а не всех подряд. Пока нет квалифицирующих признаков, продвинуться в этом направлении невозможно», — считает Яровая.
По ее словам, в Госдуме предложат парламенту направить официальный запрос в правительство с предложениями о необходимости на уровне профильных министерств решить вопрос с проблемной формулировкой и обоснованиями для привлечения автомобилистов именно за опасное вождение.
В Департаменте транспорта также подтвердили, что для запуска автоматической фиксации нарушения нужна более точная трактовка для опасного вождения. «Текущая формулировка не вполне корректна. Кроме того, необходимо разработать критерии, методики и цифровые выражения, которые помогут камерам определить признак нарушения в действиях водителя. Кроме того, необходим отдельный ГОСТ, который будет содержать требования к дорожным камерам, фиксирующим такое нарушение, — сказал Корнеев.
По словам чиновника, у всех нарушений, подходящих под понятие примеров опасного вождения должны быть свои критерии. Например, у резкого торможения. Тогда камеры смогут вычленять это поведение в общем потоке. Кроме того, по оценке Корнеева, в тех городах, которые планируют начать штрафовать за опасное вождение, придется провести модернизацию системы фото-видео фиксации и обновить программное обеспечение.
Между тем эксперт в области фото- и видеофиксации и разработчик ГОСТов для дорожных камер Григорий Шухман сомневается, что автоматические комплексы смогут отслеживать все неоднократные нарушения ПДД за короткий промежуток времени. Ведь именно последовательность таких действий считается признаком опасного вождения. Эксперт напомнил, что классическая зона обзора дорожной камеры – 100-150 метров. По этой причине одна камера с такой задачей не справится. Получается, что систему нужно будет настраивать так, чтобы опасный автомобиль отслеживали сразу несколько камер по пути следования машины.