В январе-начале февраля некоторые пользователи агрегаторов такси заметили, что тарифы такси стали ниже, чем в конце 2021 года. Но такое уменьшение стоимости поездок — временное явление.
Autonews.ru отправил запросы в крупные агрегаторы такси, такие как «Яндекс.Такси», «Ситимобил» и Gett. Редакции ответили только в «Яндекс.Такси». В компании подтвердили, что тарифы действительно уменьшились в начале 2022 года: «По данным Яндекс Go в первом месяце 2022 года средняя стоимость поездки на такси в Москве в рабочие дни снизилась в среднем на 20% по сравнению с рабочими днями в декабре».
В соцсетях также отметили некоторое снижение цен на такси.
Андрей Кирин, Facebook.com
«Ехал сегодня из г. Домодедово до Кузьминок в 5 утра, ценник 800 рублей — халява! Комфорт+! В 7 утра вызываю такси, Кузьминки-Сокольники, 450₽! Это вообще норм?»
Marat Guseynov, Facebook.com
«Да, таксисты сами жалуются, что коэффициент низкий сейчас».
Максим Антипов, Facebook.com
«У нас цены на такси очень лаконичные. Эти цены не способны поддерживать в достойном состоянии автопарк и качество водителей».
Председатель Координационного совета межрегионального профсоюза «Таксист» Андрей Попков отметил, что сниженные тарифы продержатся недолго: «Водители стали меньше зарабатывать, но я скажу вам так: цены временно снизились. Просто заказов меньше стало, вот и все. Покупательная способность уменьшилась у людей, инфляция, автомобили дорожают: не могут снижаться цены на такси, когда цена автомобилей выросла в 2 раза».
В «Яндекс.Такси» также объяснили изменение цен пониженным спросом, но рассказали, что такая картина — обычная для начала каждого года: «В январе уже меньше срочных задач, которые требуют частых передвижений по городу, и спрос на поездки традиционно снижается. Эта ситуация характерна практически для любого города в России».
Что касается ценника в 300-400 рублей за маршрут в 3-4 километра, который иногда появлялся в агрегаторах, то Попков ответил, что вряд ли согласился бы везти пассажира за эти деньги. «Я бы не повез за эти деньги, потому что это ниже себестоимости. Машины подорожали, поэтому рентабельность такси упала до ноля», — отметил представитель профсоюза.
Попков отметил, что для водителей такси такая ситуация может стать причиной ухода из отрасли. По его словам, в лучшие времена выгода для таксистов была всего 15-20%, потом она снизилась до уровня около 10% в последние 3 года. А сейчас она вообще 5%. «Работа ради работы никому не нужна», — подытожил Попков.
Дорожает или дешевеет?
В это же время поступают сообщения, противоречащие информации о снижении ценника. Forbes пишет, что по инициативе Молодежного парламента при Госдуме Федеральная антимонопольная служба проверит цены на такси в Москве и Казани в период с 1 ноября 2020 года по 31 января 2021 года, а также в период с 1 ноября 2021 года по 31 января 2022 года. Кроме того, агрегаторам придется объяснить «установление различных цен на поездки» в зависимости от типа мобильного устройства, с которого оформляется заказ.
Помимо этого, Департамент антимонопольного регулирования Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) подозревает пять компаний-агрегаторов такси в ценовом сговоре. Об этом сообщают «Известия». По данным издания, Федеральная антимонопольная служба изучит материалы расследования ЕЭК.