В Госавтоинспекции оказались бессильны против нарушителей ПДД, которые прекратили регистрацию своих автомобилей, но продолжили выезжать на дороги. Оказывается, камеры видят сам факт нарушения и даже фотографируют этот момент. Однако при обращении к базам данных ГИБДД для оформления штрафа выясняется, что выписывать его просто не на кого — информации о собственниках в базах нет. Об этом стало известно во время заседания рабочей группы по опасному вождению.
В 2021 году из-за такого приема нарушители в одной только Москве не получили 9,5 млн постановлений. При этом масштабы проблемы только растут: в 2020 году эта цифра составляла 7,03 млн постановлений, а в 2019 — 4,31 млн.
В департаменте транспорта Москвы назвали такое количество «бесхозных» штрафов «астрономическим» — по оценкам ведомства, своих хозяев не находит примерно четверть штрафов от общего количества фиксаций. Проблема — в отсутствии нужных данных в системе ФИС-М ГИБДД, которые необходимы для рассмотрения административных дел. Речь идет о единой централизованной системе Госавтоинспекции, которая в том числе содержит закрытую информацию о водителях и принадлежащих им автомобилях.
Ужасающая статистика
Проблемы при оформлении вскрылись по линии Московской административной дорожной инспекции (МАДИ), которая оформляет штрафы по ч.5. 12.16 КоАП «Несоблюдение требований, предписанных дорожными знаками или разметкой проезжей части дороги, запрещающими остановку или стоянку транспортных средств» — в Москве и Санкт-Петербурге за это штрафуют на 3 тыс. рублей. А также при оформлении постановлений согласно 8.25 КоАП Москвы о размещении транспортных средств на газоне, за что в столице штрафуют на 5 тыс. рублей.
«Количество материалов, по которым нет возможности оформить штрафы, достигла большого количества, — заявил заместитель руководителя Департамента транспорта Москвы Андрей Корнеев. — По линии МАДИ из-за непредставления информации ежемесячно не оформляют тысячи штрафов. И количество таких материалов растет. Это 5-8% от всех постановлений МАДИ в месяц. По линии ГКУ АМПП проблем еще больше».
По его словам, до недавнего времени при отказе системы предоставлять необходимую информацию, в МАДИ и АПММ из ГИБДД приходил ответ о том, что транспортное средство находится на архивном учете.
При обсуждении проблемы на совещании рабочей группы по опасному вождению вице-спикер Госдумы Ирина Яровая заявила, что в Москве, скорее всего, смогут найти решение этой проблемы. Однако заявила, что «до настоящего времени в стране на уровне МВД данный вопрос не решается».
«Это скрытая и страшная проблема. Это ужасающая статистика. Субъектов, которые совершают правонарушения на дорогах вообще никак невозможно привлечь к ответственности потому что система учета, которая долго существует в МВД, позволяет уходить от наказания», — сказала Яровая.
Она также обратила внимание и на коррупционную составляющую такой проблемы с неработающими фиксациями. Поскольку такие автомобили, по словам Яровой, удобно использовать для совершения тяжких преступлений против личности, включая сбыт наркотиков.
«Если преступники используют такие автомобили, то их поиск становится крайне затруднителен. На машинах без учета можно совершать любые преступления. Я уже не говорю про административные штрафы за нарушение ПДД. Те рейды, которые проходят на дорогах ни к чему не приводят, поскольку действующие инструкции позволяют находиться на дорогах без номеров практически неограниченное количество времени», — считает Яровая.
По ее словам, в Госдуме предложат парламенту направить официальный запрос в правительство с предложениями решить на уровне профильных министерств вопрос с фиксацией и оформлением штрафов на проблемные автомобили.
Откуда берутся машины-невидимки
Проблема с оформлением штрафов на незарегистрированные должным образом автомобили существует во всей России. Поскольку проблема, как указали в Дептрансе Москвы — в федеральной базе ГИБДД.
Нелегальная схема снятия автомобиля с регистрации работает следующим образом. Автомобилист покупает машину и сохраняет действующие госномера. Прежний собственник снимает ее с регистрационного учета — по закону у покупателя есть 10 дней на то, чтобы приехать в ГИБДД и зарегистрировать машину на себя. Все это время на руках нужно иметь договор купли-продажи — если инспектор остановит такую машину, документ будет считаться основанием не платить штраф за управление незарегистрированным автомобилем.
Незаконным приемом, когда договор купли-продажи переписывают каждые 10 дней с новой датой, пользуются водители, которые осознанно и регулярно нарушают ПДД, но не хотят платить штрафы. Например, нелегальной схемой пользовался владелец Audi RS6, на котором блогер Эдвард Бил (настоящее имя — Эдуард Биль) устроил резонансное ДТП в Москве.
«Штрафы на автомобиль не были выписаны, так как в январе эта машина была снята с учета и ездила по подложным номерам. Мы считаем, что это было сделано сознательно», — объясняли тогда ситуацию с блогером в департаменте транспорта Москвы.
При этом в Центре организации дорожного движения Москвы (ЦОДД) заявили, что все автомобили с подобными признаками нарушения передаются в ГИБДД для дальнейшего оформления постановления об административном правонарушении.
Сначала штраф, а потом уже лишение
В полиции после резонансного события начали регулярно отчитываться о рейдах по выявлению и задержанию автомобилей, с прекращенной регистрацией. После скандала с блогером управление ГИБДД по Москве сообщили, что продолжат наращивание контроля за передвижением данной категории транспортных средств. В ведомстве напомнили, что за управление автомобилем, не зарегистрированным в установленном порядке в соответствии со статьей 12.1 КоАП [1] в первый раз автомобилиста могут оштрафовать на 500-800 рублей, а при повторном нарушении оштрафовать уже на 5 тыс. рублей или лишить прав на три месяца.