Российские власти готовятся в очередной раз реформировать систему техосмотра. Новые важные изменения вступят в силу с 1 марта 2022 года. Так, для водителей введут новый штраф в 2 тыс. руб., сотрудники ГИБДД по-новому будут проводить осмотр автомобилей, а получить диагностическую карту станет гораздо сложнее. Мы решили разобраться во всех нововведениях, которые вступят в силу уже с 1 марта, и выяснить, какие изменения ожидают автомобилистов в дальнейшем (их тоже будет очень много).
Новый штраф и кому он грозит
С 1 марта в России вступят в силу изменения в КоАП, позволяющие выписывать водителям штраф за управление машиной без техосмотра. Это правило касается только тех автомобилистов, для которых прохождение процедуры осталось обязательным. Например, это касается коммерческого транспорта, принадлежащего юрлицам: такси, автобусы и грузовики. Что касается владельцев частных автомобилей и мотоциклов, то для них получение диагностической карты осталось обязательным при перерегистрации автомобиля старше четырех лет в ГИБДД и при внесении изменений в конструкцию машины любого возраста. Водителей, которые проигнорируют эти требования, с 1 марта начнут штрафовать на 2 тыс. рублей. Как уточнили в Госавтоинспекции, в течение суток нарушитель может быть оштрафован только один раз
Как будут штрафовать нарушителей
Штрафы за отсутствие техосмотра изначально будут выписывать лично инспекторы ГИБДД. Изначально планировалось, что вычислять нарушителей смогут дорожные камеры. Однако, в Госавтоинспекции признались, что пока технические трудности не позволяют в запустить автоматическую фиксацию нарушений с 1 марта.
Оказывается, до сих пор полностью не налажена синхронизация камер с базами данных. Поэтому, иногда комплексы не могут корректно проверять годы выпуска автомобилей, определять тип транспортного средства, а также проверять возможное нахождение в реестре легковых такси. Впрочем, отказываться от этой идеи власти не собираются — техническим специалистам дано задание найти скорейшее решение этот проблемы.
Проверки на дорогах остаются
В ГИБДД пообещали, что отмена обязательного техосмотра не станет поводом для снижения внимания к техническому состоянию автомобиля. Дело в том, что у дорожных полицейских все равно осталось право осмотреть автомобиль и потребовать заезда на стационарный пункт даже при наличии у водителя диагностической карты. Однако сделать это можно будет только в том случае, если техническая неисправность видна визуально. Если диагностическая карта у водителя на руках, а неисправностей не видно невооруженным глазом, автомобиль, в том числе и старый, проверке не подлежит.
Другая ситуация — у водителя отсутствует диагностическая карта, и, по закону она ему не требуется. В таком случае инспектор может проверить машину с учетом возможностей, которые у него есть. Например, это может быть визуальное определение технических неисправностей. Впрочем, в арсенале ГИБДД имеются и передвижные лаборатории, которые позволяют проверять техсостояние транспортных средств в полном объеме.
При этом, в КоАП РФ сохранилась общая норма о штрафах за управление автомобилем при наличии неисправностей. За нарушение по-прежнему будут предусмотрены наказания в виде предупреждения или штрафа в размере 500 руб. (ч. 1 ст. 12.5 КоАП РФ). В отдельных случаях даже возможно отстранение водителя от управления автомобилем и задержание машины.
Новые фотографии при прохождении техосмотра
Также с 1 марта изменятся правила фотографирования автомобилей на техническом осмотре. Как говорится в приказе Минтранса, автомобили необходимо будет снимать со всех сторон. Кроме этого, фотографировать нужно будет и самого технического эксперта. Наконец, при использования передвижной диагностической линии один из снимков должен содержать, в том числе изображение роликового тормозного стенда. Кроме этого, вводится запрет на все фотоэффекты — файлы не должны подвергаться никакому редактированию. При этом координаты нахождения автомобиля должны находиться в радиусе не более 40 метров от координат пункта.
Ранее достаточно было сначала заснять транспортное средство спереди, фотографии должны были отображать марку, цвет и государственный регистрационный знак. В конце — вид сзади. Однако такие правила позволяют «серым» операторам использовать различные способы обмана. Например распространена практика снимать на фото только госзнаки, а потом вставлять их с помощью специальных программ в снимки с изображением пунктов техосмотра.
Чего ожидать в дальнейшем
Это не единственные изменения, которые ожидают систему техосмотра. В будущем водителей ждет еще больше нововведений, которые могут заработать в 2022-2023 годах. Соответствующую «дорожную карту» уже подготовили власти России. Одно из самых главных новшеств проекта — упрощение процедуры техосмотра для тех водителей, которых не коснулась его отмена. Например, Минтранс предложил убрать из перечня обязательных процедур технического осмотра проверку потеков двигателя, коробки передач, кондиционера, наличия аптечки, огнетушителя и знака аварийной остановки.
Одновременно власти собираются пересмотреть тарифы на эту услугу. На данный момент при расчетах регионы используют методику 2012 года. Однако операторы считают этот метод устаревшим. В среднем инструментальная диагностика обходится водителю примерно в 600 руб. В свою очередь, участники рынка жалуются, что такие тарифы не позволяют окупить оборудование и зарплату экспертов.