В начале этой недели курс доллара несколько раз поднимался выше 80 руб. По мнению финансистов, на курс российской валюты влияет главным образом геополитическая напряженность между Россией и Украиной.
Накануне вечером президент Владимир Путин подписал указы о признании суверенитета республик Донбасса. После этого США и страны Европы пообещали ввести в действие новые санкции против России. На этом фоне волатильность национальной валюты приблизилась к максимальным значениям с начала пандемии. Теперь рубль считается самой нестабильной валютой в мире, хотя рейтинг не учитывает белорусский рубль и украинскую гривну.
РБК попросил аналитиков банков и инвестиционных компаний оценить, реализовался ли самый жесткий сценарий для рубля и как российская валюта может отреагировать на новые санкции. Максимальное возможное ослабление, которое допустили эксперты в нынешней ситуации, — уровень в 85 руб. за доллар. При этом они подчеркивают, что все будет зависеть от характера и масштаба санкций, которые собираются ввести на Западе.
Волатильность рубля может напрямую повлиять в том числе и на российский автомобильный рынок. Причем речь идет не только о росте цен на новые машины, но и о других негативных трендах, вплоть до сокращения модельных линеек ведущих брендов. Autonews.ru с помощью экспертов решил разобраться в случившемся и понял, к чему надо готовиться российским автомобилистам в ближайшее время.
Рост цен на автомобили
Руководитель аналитического агентства «Автостат» Сергей Целиков считает, что цены на новые автомобили в любом случае «продолжат двигаться вверх». С ним согласен аналитик «ВТБ Капитала» Владимир Беспалов. Эксперт подчеркнул, что многое в вопросах цены в таких условиях будет зависеть от локализации.
«Доля валютной составляющей в себестоимости весьма значительна в автопроме, потому что по-прежнему не все локализовано. В этой ситуации так или иначе производители будут пытаться переложить свои растущие издержки, связанные с колебаниями валютных курсов, на потребителей», — объяснил Беспалов.
При этом эксперт подчеркнул, что изменение цен в связи с ослаблением рубля все равно будет плавным, медленными и поступательными. «То есть это 1-2%. Дальше — в зависимости от того, как будет складываться ситуация на валютном рынке», — поделился прогнозом аналитик.
В свою очередь, в Российской ассоциации автодилеров (РОАД) напомнили, что ситуацию усугубляет ряд важных факторов. Главный среди них — нехватка автомобилей у дилеров.
«Главный негативный тренд — это дефицит автомобилей и повышение цен. К сожалению, в ближайшее время ситуация не улучшится, если к этому добавятся еще дополнительные санкции», — объяснили в РОАД.
В автокомпаниях, в свою очередь, уверяют, что делают все возможное, чтобы хоть как-то удержать рост цен. Однако переломить ситуацию не получается уже долгое время. Взрывной рост цен на машины продолжался на протяжении последних 12 месяцев и до сих пор не остановился. В результате уже с начала года целый ряд компаний увеличили стоимость своих автомобилей в России.
«Делаем все возможное, что бы избежать пересмотра прайс-листов. Из-за возможного ухудшения экономической ситуации в стране, конечно, беспокоит возможное падение спроса», — пояснил представитель одного из крупных автоконцернов.
Беспалов же считает, что ажиотажного спроса на автомобили, который был характерен для прошлого года, уже не наблюдается. «Поэтому повышение цен, если оно будет достаточно радикальным и произойдет в течение нескольких ближайших месяцев, приведет к еще большему сжатию спроса. В результате в какой-то момент рынок просто сбалансируется в этих условиях. Как итог — при резких валютных колебаниях участники рынка будут придерживать рост цен и даже в какой то степени жертвовать своей маржей ради этого», — заключил эксперт.
Сокращение предложений
Повышение цен не единственный негативный тренд, связанный с падением рубля и тяжелой геополитической обстановкой. Так, Сергей Целиков не исключает, что на авторынке «могут возникнуть проблемы с доступностью моделей». В РОАД такую возможность развития событий также допускают, однако считают, что об этом пока говорить рано.
«Конечно, если санкции затронут область поставок автомобилей или комплектующих, то это отразиться на отрасли», — заявили в организации.
Опрощенные представители автобрендов о сокращении модельного ряда пока ничего не говорят, однако наличие проблем с поставками подтверждают. Правда причиной этих сложностей, в первую очередь, по-прежнему является нехватка микрочипов.
«Конечно, многое может зависеть от санкций, но пока их масштаб непонятен. Поэтому о сокращении модельной линейке в России разговора не идет. Что касается очередей на новые машины, они, к сожалению, есть и сейчас из-за продолжающегося дефицита полупроводников. Верим, что уже в этом году эта ситуация должна улучшиться», — объяснил источник в одной из крупных зарубежных автокомпаний.
Гораздо более оптимистично настроен глава АвтоВАЗа Николя Мор. По словам топ-менеджера, ухудшение геополитической ситуации может привести к росту спроса на национальные товары, включая автомобили Lada.
«Мы действительно российская компания. Например, Vesta нового поколения была полностью разработана и создана в России», — заявил Мор на заводе компании в Ижевске, где прошла презентация обновленной Lada Vesta.