«Остин-Путиловец» для русской армии
С началом Первой мировой войны в русскую императорскую армию рекрутировали множество автомобилей разных производителей, от отечественного «Руссо-Балта» до «Рено» и «Фиатов». Но самый защищенный предложила русскому правительству английская фирма Austin, которая с 1914 года начала выпуск бронеавтомобилей. Так как ничего подобного в России тогда не выпускалось, за предложение англичан ухватились и вскоре первые броневики Austin стали поступать в части.
На шасси грузовика Austin грузоподъемностью три тонны устанавливалась рубка из броневых листов толщиной 4 мм, на которую ставили две бронированные пулеметные башенки, каждая из которых оснащалась 7,62 мм пулеметом конструкции Х. Максима. Четырехступенчатая механическая КПП и 30-сильный (впоследствии 50-сильный) бензиновый двигатель взяли от грузовика. Машина массой 2,6-3,5 тоны могла на шоссе разогнаться до 40 км/ч, но из-за отсутствия полного привода на бездорожье была малопригодна.
Из Англии в Россию было отправлено примерно полторы сотни броневиков, но из-за все возрастающей загрузки фирм Austin и Vickers (бронелисты) военными заказами, англичане предложили отправлять в Россию только шасси. Тем более в 1916 году на петроградском Путиловском заводе был спроектирован отечественный вариант броневика, который получил название «Остин-Путиловец». От своего британского брата броневик отличался диагональным расположением пулеметных башен, что позволяло вести огонь «всем бортом». Кроме того, русские инженеры доработали ходовую часть броневика, что благоприятно сказалось на проходимости.
Но из-за крушения Российской империи, а затем и Октябрьской революции, англичане не спешили отгружать машинокомплекты и «Остин-Путиловец» оказался малотиражным броневиком. С марта 1918 и до 1920 года было выпущено всего 33 колесных машины и 12 полугусеничных, которые назывались «Остин-Путиловец-Кегресс». Эти машины приняли активное участие в Гражданской и советско-польской войне и простояли на вооружении до начала тридцатых годов, как и изготовленные в Англии броневики Austin. Один броневик британского производства с пафосным названием «Враг капитала» прославился тем, что именно с него 16 апреля 1917 года В.И. Ленин произнёс пламенную речь о грядущей и неизбежной победе пролетариата.
БА-10
В Советском Союзе всегда уделялось огромное влияние развитию бронетанковой технике и бронеавтомобилей. В 1938 году на Ижорском заводе начался выпуск бронеавтомобиля БА-10, который в момент своего создания являлся одним из сильнейших броневиков в мире.
Бронемашина строилась на базе трехосного грузовика ГАЗ-ААА, оснащалась 85-сильным бензиновым двигателем и несмотря на массу в 7,5 тонны разгонялась на шоссе до 90 км/ч. Кроме того броневик мог преодолеть 0,6-метровый брод и ров такой же ширины. Броневик отличало сильной вооружение аналогичное советским легким танкам и состоявшее из 45-мм пушки и одного 7,62 мм пулемета. 10 мм броня защищала лоб корпуса и башни, а также борта.
Этот бронеавтомобиль участвовал во всех военных конфликтах конца тридцатых годов, но момент истины для него наступил в июне 1941 года. Советские бронавтомобили почему-то принято ругать, хотя мало кто обращает внимание на то, что трагическим летом-осенью 1941 года они использовались не по назначению. Ими затыкали буквально все дыры, нередко бросая в бой против танков, для чего эти разведывательно-дозорные машины совершенно не предназначались.
Разумеется, они несли огромные потери, главным образом из-за неграмотного применения. Однако когда их использовали по назначению, результаты всегда были весьма неплохими. Так в середине июля 1941 года разведрота из состава 63-го стрелкового корпуса 21-й армии Центрального фронта, вооруженная в том числе двумя бронеавтомобилями БА-10, в районе Бобруйска атаковала из засады и полностью разгромила немецкую автоколонну. В результате умелого использования двух БА-10 удалось уничтожить три танка и пушечно-пулеметным огнем нанести немцам тяжелые потери. При этом был захвачен штабной автомобиль в котором у убитых немецких офицеров были изъяты ценные документы.
Этот эпизод показывает, что при умелом и грамотном использовании БА-10 мог эффективно сражаться с противником и наносить ему немалый урон. Однако в первые месяцы войны было потеряно огромное количество БА-10 и к 1944-1945 гг. они сохранились в основном в дальневосточных дивизиях. Которые в августе 1945 года успешно использовали их в боях против Квантунской армии, после чего все оставшиеся БА-10 были сняты с вооружения.