branding imagebranding image
РБК АВТО
Конспекты Николай Вельяминов
Подписаться на Telegram-канал

Как промыть систему охлаждения и ничего не сломать

Одно из главных условий нормального функционирования двигателя автомобиля — исправная и эффективная система охлаждения. Время от времени она нуждается не только в замене антифриза, но и в промывке
Фото: Shutterstock
Фото: Shutterstock

Одно из главных условий нормального функционирования двигателя автомобиля — исправная и эффективная система охлаждения. Время от времени она нуждается не только в замене антифриза, но и в промывке.

Что такое система охлаждения двигателя

Система охлаждения двигателя — это совокупность устройств, предназначенных для отвода тепловой энергии от двигателя и её рассеивания в окружающей среде. При работе ДВС примерно треть высвобождающейся энергии тратится не на полезную работу, а на нагрев мотора. Чрезмерный нагрев двигателю не нужен: без дополнительного охлаждения он быстро выйдет из строя.

Фото: Shutterstock Техобслуживание 15 ноября 2021 Все об антифризе: как выбрать, когда менять, от чего зависит цвет
Фото: Shutterstock Статьи 20 января 2022 Тормозной суппорт: как устроен и чем важен

Современные системы охлаждения автомобильных двигателей относятся к жидкостному типу. Вне зависимости от того, какой двигатель установлен в машине и какая марка произвела автомобиль на свет, работает система абсолютно одинаково.

Основные компоненты системы охлаждения двигателя:

  • Рубашка охлаждения.
  • Радиатор.
  • Вентилятор.
  • Водяной насос.
  • Термостат.
  • Расширительный бачок.
  • Радиатор отопителя.

Как промыть систему охлаждения и ничего не сломать

Внутри блока цилиндров и головки блока цилиндров двигателя находится так называемая рубашка — разветвлённая сеть каналов, по которым с помощью насоса прогоняется охлаждающая жидкость. Каналы герметичны, а стык блока и головки блока цилиндров уплотнён прокладкой. По шлангам охлаждающая жидкость направляется в радиатор, где охлаждается набегающим потоком воздуха, и, уже остывшей на несколько градусов, возвращается обратно в рубашку двигателя, чтобы принять на себя новую порцию тепла.

Помимо собственно охлаждения двигателя данная система может выполнять ряд других важных функций:

  1. Поддерживать постоянную, заданную производителем рабочую температуру.
  2. Помогать холодному ДВС быстро выйти на оптимальный тепловой режим.
  3. Прогревать салон автомобиля, рассеивая часть тепла через салонный радиатор печки.
  4. Обогревать дроссельный узел и охлаждать турбокомпрессор.

Система охлаждения ДВС имеет два круга циркуляции: большой и малый. После запуска холодного мотора охлаждающая жидкость прокачивается помпой по малому кругу — каналам блока и головки цилиндров и небольшому радиатору салонной печки. Когда температура охлаждающей жидкости достигает определённой величины (обычно это 80–90 градусов по Цельсию), открывается клапан-термостат — основной поток направляется в большой круг системы охлаждения, включающий радиатор. Если температура слишком высока и встречный поток воздуха недостаточно эффективно снижает температуру, в работу включается электрический вентилятор.

Циркуляция жидкости в работающем моторе происходит постоянно. Неисправность системы охлаждения приводит к серьёзным поломкам двигателя. За системой охлаждения нужно тщательно следить и поддерживать её в исправном состоянии. Регулярная промывка системы — один из способов обеспечения её эффективности.

Зачем нужна промывка системы охлаждения двигателя

Современные моторы чрезвычайно горячие: в процессе работы они выделяют колоссальное количество тепла, для отвода которого приходится применять специальные жидкости — антифризы. В отличие от обычной воды, такие жидкости кипят при значительно больших температурах (120 и более градусов) и не замерзают на морозе. Они лояльны к различным материалам, с которыми контактируют в процессе работы — чугуну, алюминию, латуни и меди, резине и пластикам.

Фото: Shutterstock
Фото: Shutterstock

Антифризы — продукт сложной химии. Однако даже эти жидкости стареют, загрязняются и требуют замены. При взаимодействии антифризов разных типов друг с другом возможно образование твёрдого осадка и загрязнение системы охлаждения отложениями. Накипь и грязь оседают на стенках патрубков и шлангов, забивают каналы радиаторов и приводят к ухудшению эффективности охлаждения мотора — повышаются шансы его «вскипятить».

Промывку системы охлаждения рекомендуется выполнять, если:

  • В системе охлаждения двигателя по какой-то причине ранее использовалась вода.
  • В расширительном бачке появились явные следы загрязнения антифриза — жидкость стала мутной, в ней видны частички резины, накипи, ржавчины, масляная плёнка, эмульсия.
  • Осуществлялся ремонт автомобиля, сопряжённый с частичным или полным опорожнением охлаждающей системы: замена помпы, шлангов, радиаторов, прокладки ГБЦ и так далее.
  • Вы хотите поменять антифриз на новый или осуществить доливку жидкости, но не знаете, какой тип жидкости уже залит в систему.
  • Антифриз работал без замены слишком долго, более 3–5 лет.
  • Если вы заметили, что двигатель проявляет склонность к перегреву, а печка недостаточно хорошо прогревает салон.

Как промыть систему охлаждения двигателя

Промывка системы охлаждения — несложная процедура, которую можно выполнить самостоятельно.

Удаление из системы старого антифриза

Для удаления старого антифриза из системы охлаждения автомобиль устанавливается на ровную площадку, двигателю машины дают полностью остыть. Под сливную пробку или нижний патрубок радиатора устанавливается подходящая по размерам ёмкость. Открутив пробку или сдёрнув патрубок, старой жидкости дают стечь. Пробка или патрубок устанавливаются на место.

Промывка системы

Для удаления из охлаждающей системы продуктов износа, отложений и остатков старого антифриза система полностью заполняется промывочной жидкостью. Чаще всего это обычная дистиллированная вода. После заполнения системы расширительный бачок закрывают, автомобиль заводят и дают мотору поработать на холостом ходу 15–20 минут. Когда двигатель остынет, промывочную жидкость сливают. Процедуру повторяют до тех пор, пока промывочная жидкость не станет прозрачной.

Чем промывать систему охлаждения

От того, чем именно вы решите промыть систему охлаждения двигателя, сильнейшим образом зависит конечный результат. Важно понимать, что некоторые жидкости и «народные» средства могут нанести непоправимый вред.

Дистиллированная вода

Дистиллированная вода — самая безопасная и доступная промывочная жидкость. Купить её можно в любом автомобильном магазине. Но есть у воды и серьёзные минусы. На промывку охлаждающей системы дистиллированной водой уходит до нескольких часов, самой жидкости нужно десятки литров. В воде эффективно растворяются остатки старых антифризов, она вымывает частички резины и отслоившуюся накипь. Но растворить ржавчину и отложения на внутренних поверхностях компонентов системы охлаждения обычная вода не может.

Фото: Shutterstock
Фото: Shutterstock

Лимонная кислота

Добавление в дистиллированную воду лимонной кислоты позволяет создать жидкость с агрессивными моющими свойствами. Такой раствор очищает поверхности от окислов и ржавчины. На 1 литр воды разводят 20–40 граммов вещества. При сильном загрязнении количество кислоты можно увеличить до 80–100 граммов на каждый литр. Раствор лимонной кислоты чрезвычайно эффективен, но использовать его не рекомендуется. Слишком сильная концентрация или большая длительность процесса приводит к образованию в радиаторах сквозных дыр. После использования раствора систему в обязательном порядке промывают водой.

Уксусная кислота

Раствор уксусной кислоты эффективно очищает поверхности от ржавчины и окислов, но не менее опасен. В 10 литрах воды разводят пол-литра уксуса. С такой промывкой мотору дают поработать не более 30–40 минут. Без финальной промывки системы чистой водой обойтись не удастся.

Молочная кислота

Промывка на основе молочной кислоты или сыворотки обладает схожими свойствами. Её можно заливать в систему в чистом виде, предварительно процедив через марлю. Умельцы считают, что после того, как машина проедет с таким зельем вместо антифриза с полсотни километров, большая часть окислов растворится. Спустя 2–3 часа после заливки сыворотка утратит моющие свойства. Промывка молочной кислотой давно утратила актуальность: добыть литры сыворотки почти невозможно, а ездить с ней на современных машинах небезопасно — можно «вскипятить» мотор.

Щёлочь

Гидроксид натрия, каустик, едкая щелочь, едкий натр — всё это имена ещё одного активного вещества, которое применяют для создания «народной» промывки. 10-процентный щелочной раствор эффективен против накипи, но он разрушает алюминий и пригоден лишь для глубокой очистки медных радиаторов, которых на современных машинах почти не осталось.

Промывать охлаждающую систему двигателя безалкогольными напитками вроде Coca-Cola или Fanta специалисты не рекомендуют. От применения жироочистителей и средств для удаления накипи также лучше воздержаться.

Профессиональная промывка системы охлаждения

Прогресс не стоит на месте: производители автохимии давно предлагают автомобилистам специализированные, профессиональные средства для промывки. Они не могут нанести серьёзного урона автомобилю и справляются со своей задачей гораздо лучше народных средств. Профессиональные промывочные жидкости, как правило, представляют собой концентрат, который нужно разводить в дистиллированной воде. Они бывают:

  • Нейтральными.
  • Кислотными.
  • Щелочными.
  • Двухкомпонентными.

Первый вид мало чем отличается от простой воды, а свойства второго и третьего вида мы ранее уже объяснили. Последний вид промывок считается наиболее эффективным — он последовательно удаляет органические и неорганические загрязнения, притом делает это безопасно. Всё, что от вас требуется во время промывки, — выполнять рекомендации производителя.

Стоимость профессиональных промывок, как правило, не превышает одной тысячи рублей. Автосервисы берут за услугу промывки системы охлаждения от полутора до нескольких тысяч рублей.