Автодилеры в России сообщили о планах по приостановке отгрузки новых машин рядом производителей. Об этом Autonews.ru рассказали источники в нескольких автосалонах. По словам представителей отрасли, ряду дилеров придется неофициально прекратить прием заказов на некоторые модели или вовсе неофициально прекратить их продажу в России до улучшения геополитической ситуации в стране и мире. Официально большинство дилеров ситуацию с поставками комментировать отказываются, в надежде что ситуация прояснится чуть позже. Что сейчас происходит на авторынке и что будет с ценами на автомобили: разбираемся вместе с участниками рынка.
Автомобили есть в наличии по старым ценам
Источник Autonews.ru в одной из автокомпаний назвал происходящее «настоящим кошмаром». Участник рынка предположил, что в такой ситуации преимущество будет на стороне китайских компаний, которые смогут работать с Россией, не опасаясь возможных санкций. Другой источник также согласен, что китайские компании смогут извлечь пользу из ситуации.
В свою очередь, вице-президент ассоциации Российские автомобильные дилеры (РОАД) и гендиректор Fresh Auto Денис Мигаль заявил Autonews.ru, что пока не наблюдает ажиотажного спроса на автомобили. Кроме того, он сообщил, что цены в его автосалоне остались на прежнем уровне.
«У нас пока все машины в доступе, как новые, так и с пробегом. Изменений цен и подорожания тоже нет, мы как дилеры пока никак на происходящее не отреагировали. Что касается производителей, то пока очень сложно предугадать, какую стратегию они выберут. Кто-то больше подвержен европейским настроениям, кто-то меньше. При этом пока ясности на рынке нет. Возможно, что-то прояснится через день-два. Ведь наш бизнес очень подвержен политике», — сказал Мигаль.
Говоря про возможный уход некоторых компаний из России или их сокращение присутствия в стране Мигаль отметил, что эти решения будут зависеть только от политики отдельных государств.
«Сложно сейчас понять, кто останется, а кто нет — автокомпании подождут реакции со стороны Европы. Решение любых производителей будет зависеть исключительно от политики, — считает эксперт. — При этом очевидно, что текущий курс рубля будет крайне нестабильным и продавать автомобили при текущим ценам в России не выгодно».
По словам представителя отрасли, последние 7-8 лет цены на автомобили в России были гораздо ниже по сравнению с другими странами. По этой причине у ряда автокомпаний не было стремления вкладывать инвестиции в развитие производства и продаж.
«Продажи шли «в минус». Только в 2020 году цены на автомобили в России стали выравниваться с мировыми и многие автокомпании стали смотреть с перспективой на российский рынок. Что будет сейчас — говорить очень сложно. На сегодняшний день машины не подорожали, а российская валюта сильно подешевела. Что будет завтра, мы не знаем», — сказал Мигаль.
Он посоветовал всем, кто планировал покупку машины, не откладывать это решение.
«Если автомобиль нужен прямо сейчас, то его нужно покупать. А если нет — ломиться в автосалоны просто потому что страшно, смысла нет. С принятием решения тянуть не стоит — если эта покупка запланирована, ее нужно совершать, такая покупка позволит обезопасить себя от рисков», — сказал эксперт.
В свою очередь эксперт по авторынку и руководитель проекта «Автомаркетолог» Олег Мосеев сказал, что будущее отрасли будет зависеть от многих факторов: от возможных санкций, от курса рубля и ситуации с автокредитами.
«Сейчас банки думают, что делать с автокредитами, все следят, планирует ли кто-то из стран отказаться от сотрудничества с Россией, или этого не произойдет. Тогда и станет понятно, сколько будет стоить автомобили. Потому что по нынешнему курсу цены надо поднимать на 10%, а покупатель к этому совершенно не готов», — сказал Мосеев.
Эксперт прогнозирует, что эпоха высоких наценок и дилерских «допов» уйдет. При этом, по его мнению, в массовом сегменте цены будут расти медленнее, поскольку из-за упавшей покупательской способности клиенты будут не готовы переплачивать. А вот в люксовых сегментах цены наоборот будут расти быстрее, поскольку состоятельные клиенты охотнее согласятся на дополнительные расходы, чтобы получить новую модель. «В прошлом году за премиум были готовы переплачивать по 4 млн рублей, скорее всего, так будет и в новом году», — отметил Мосеев.
Ажиотажного спроса в автосалонах эксперт пока не наблюдает. Наоборот, он прогнозирует отток трафика, связанный с ростом цен и снижением доходов населения.
«Падение спроса мы начали наблюдать еще в ноябре 2021 года. У покупателей новых машин конечно было больше финансовых возможностей, по сравнению с клиентами на вторичном рынке. Но и они вскоре поняли, что не готовы брать автомобили по таким ценам. Кроме того, банки стали выдавать меньше автокредитов, одобрений стало меньше. В январе трафик вообще рухнул и в феврале лучше не будет», — сказал Мосеев.