Большинство крупнейших производителей автомобильных запчастей прекратили поставки в Россию. Об этом Autonews.ru сообщили в Ассоциации дистрибьюторов автомобильных комплектующих (АДАК). По словам представителей ассоциации, это связано с резким падением курса рубля, неопределенностью с перспективами работы на российском рынке и проблемами с логистикой. Проблему с прекращением поставок запчастей еще и со стороны автобрендов подтвердили, в свою очередь, официальные дилеры в России. По оценкам участников рынка, запасов запчастей хватит на 1-2 недели, после чего в стране возникнет дефицит.
Автозапчасти для СТО подорожали в два раза
«Запасы запчастей пока есть на складах российских компаний, которые сотрудничают с ведущими производителями запчастей, — рассказал Autonews.ru директор АДАК Алексей Певхенен. — Этих запасов хватит на 1-2 недели. После чего начнется дефицит компонентов, которые необходимы при обслуживании автотранспорта. Автопарк просто встанет, его нечем будет обслуживать. При этом глобальные оптовые компании поставляют автозапчасти на СТО, в магазины и так далее».
По оценкам эксперта, если проблема поставок не будет оперативно решена на глобальном уровне, уже в марте-апреле начнутся сложности с покупкой самых популярных расходных материалов. Это масляные и воздушные фильтры, тормозные колодки, диски, амортизаторы, элементы подвески. В АДАК отметили, что автомобилисты обычно проходят техобслуживание два раза в год — весной и осенью. «Весной спрос на техобслуживание будет повышен, поэтому в марте-апреле, дефицит будет точно», — считает Певхенен.
При этом, по оценке участника рынка, большинство дистрибьюторов резко повысили цены: в 1,5-2 раза. «В некоторых случаях отпускная цена со складов выросла в два раза. Продавцы не знают, когда им возобновят поставки, поэтому будут распродавать то, что есть с максимальной маржинальностью», — сообщили в АДАК.
Как рассказал Певхенен, один из крупнейших производителей запчастей и автокомпонентов — Bosch — с конца прошлой недели заблокировал поставки все свои на московские склады из Германии. По его словам, с того момента ни один контрагент Bosch ничего не смог получить со склада компании в Москве. Такая ситуация, по словам эксперта, характерна для подавляющего большинства дистрибьюторов, которые работают по аналогичной схеме с другими производителями.
«Поставки в России остановлены. Крупные поставщики автозапчастей не отгружают в адрес своих партнеров и контрагентов свою обычную номенклатуру. Причин несколько. Кто-то не понимает, что будет дальше с курсом рубля. По текущим ценам продавать их невыгодно, цены нужно будет адаптировать под новые реалии. Но многие не понимают, по какой цене можно продавать эти запчасти, — отметил Певхенен. — А у кого-то просто нет возможности завезти запчасти в страну. Перевозчики готовы везти запчасти до Польши, то есть до границы с Белоруссией. А дальше просто боятся».
В ответ на это в Bosch сообщили Autonews.ru, что продолжают выполнять свои обязательства по поставке товаров, «насколько это возможно».
«Ситуация быстро меняется, мы следим за развитием событий и корректируем нашу работу с учетом меняющихся обстоятельств», — сказали в пресс-службе компании.
По словам эксперта, в дефиците окажется полная номенклатура популярных автозапчастей. Дело в том, что локализованного производства автокомпонентов в России до сих пор не налажено: автокомпании организовали собственные заводы с локализованным производством и наладили цепи поставщиков, однако большинство партнеров — иностранные.
«Собственного производства автозапчастей у нас практически нет. Больше всего поставщиков есть у АвтоВАЗа, есть свои производства запчастей у Kia, Hyundai, Toyota. В Калуге мелкие компании-поставщики также локализовали производство запчастей. Но это не касается крупных технологических операций. При этом все запчасти идут не на продажу, а на сборочные конвейеры. Даже если некоторые заводы еще производят нужные запчасти, то они поставляют только на сборочные предприятия. Их не получится купить просто для обслуживания автомобилей. Для «АвтоВАЗа» с наибольшей локализацией ситуация получше. Но их самые новые модели построены новых платформах и вот к ним запчастей просто не будет», — считают в АДАК.
Источники Autonews.ru в ряде автоконцернов подтвердили, что основные запчасти, например сложную электронику вынуждены импортировать. По словам производителей, поставки ключевых автокомпонентов встали и поэтому у них нет возможности ни собирать новые модели, ни отгружать нужные запчасти для ремонта.
О том, как работают сейчас производители в АДАК рассказали на примере Volvo. «У производителя Volvo есть свой склад автозапчастей в Москве. С прошлой недели оптовая программа по покупке запчастей Volvo не работает. Единственные, кто их получают, это дилеры марки. К ним приезжает реальная машина с конкретным VIN-номером и только под нее центральный склад Volvo отгружает конкретный набор запчастей. При этом свои склады они не пополняют».
«Мы говорили об этих проблемах много лет. Если нам закроют поставки автокомпонентов, то авторынок встанет. Ведь машины нужно обслуживать постоянно. Некоторые страны могут начать наращивать поставки, чтобы зайти в этот сектор, например, Китай. Но на то, чтобы настроить номенклатуру и поставки уйдет очень много времени. Оперативно закрыть все необходимые объемы они не смогут», — считает представитель АДАК.