Совет директоров Банка России повысил ставку сразу на 1050 базисных пунктов с 9,5% до 20% годовых. Повышение ключевой ставки с 9,5% до 20% (или на 1050 б. п.) стало историческим рекордом в России, как по темпу повышения, так и по конечной цифре с 2013 года. В декабре 2014 года ключевая ставка была повышена одномоментно с 10,5% до 17%, то есть всего на 650 базисных пункта.
На этом фоне ожидается подорожание практически всех видов займов: от ипотечных до потребительских. Увеличение ключевой ставки не обойдет стороной и автокредитование, что в свою очередь скажется на продажах как новых автомобилей, так и машин с пробегом.
По словам основателя и генерального директора Платформы еКредит Кирилла Ларина увеличение ключевой ставки повлечет за собой ряд необратимых процессов, которые очень болезненно ударят по авторынку.
«Честно говоря, пока ситуация совершенно неясная, поскольку после столь критического изменения ключевой ставки, как правило, должно следовать и изменение так называемой предельной ставки по кредитам (далее ПСК). Но касательно значения ПСК пока нет никаких заявлений» — поделился эксперт.
По его словам, теперь очень сложно прогнозировать какими могут быть условия займов после столь резкого повышения ключевой ставки. Ларин также считает, что основная проблема на данный момент заключается и в том, что четыре основных игрока на рынке автокредитования приостановили выдачу автокредитов из-за того, что попали под санкции. Речь идет о банке «Сетелем», дочке «Сбербанка», специализирующейся на автокредитовании, ВТБ, дочернем банке «Открытия» — РГС Банке, а также Совкомбанке.
Кроме того, он считает, что практически наверняка «АльфаБанк», «Юникредит Банк», а также «Газпромбанк», которые ранее планировали запустить свои собственные программы по автокредитованию пока что их заморозят.
Впрочем, в пресс-службе РГС Банка нам сообщили, что работают в штатном режиме, продолжают выдавать автокредиты и приостанавливать это направление не планируют. При этом в организации нам сообщили, что в ближайшее время ожидается пересмотр ценовых условий по тарифам в связи с повышением ключевой ставки.
«Ну, а насколько длительным будет этот эффект — уже зависит не только от внешних экономических факторов, но и от политических. Но это в первую очередь касается продажи новых машин, когда банки по партнерской программе работают в том числе и с иностранными автокомпаниям, — рассказывает Ларин — что же касается рынка автомобилей с пробегом, то это более тихая гавань, которая, конечно же, будет подвержена изменениям. Но не думаю, что выдача кредитов там совсем уж приостановится. Другое дело, что повышение ставки непременно приведет и к росту процентов, и к увеличению самих размеров займов. С другой стороны, все эти изменения могут подстегнуть и развитие альтернативных инструментов продаж, которых у нас пока нет. Например, появлению полноценного лизинга для физических лиц».
Впрочем, не все эксперты рынка столь оптимистичны в прогнозах. Исполнительный директор аналитического агентства «Автостат» Сергей Удалов говорит, что у дилеров осталось очень мало машин в наличии, а приостановка поставок только ухудшит ситуацию.
«Если сейчас есть хоть какие-то потенциальные покупатели, которые готовы приобрести автомобиль, то продавцы в первую очередь будут отдавать их за наличный расчет — рассказывает Удалов. Эксперт также не исключает, что многие банки вслед за пятью банками просто-напросто приостановят выдачу автокредитов.
«Те же, кто будет готов их выдавать, начнут оформлять займы по очень высоким ставкам. Сейчас сложно прогнозировать, но в текущей ситуации стоит ожидать ставок минимум 25% и выше. Ну, а дальнейшее развитие ситуации на рынке очень сложно прогнозировать, поскольку теперь все зависит не только от экономических факторов, но и политических» — подытоживает Удалов.