С начала специальной военной операции на Украине, большинство крупнейших автоконцернов, включая Volkswagen Group Rus, Jaguar Land Rover, BMW, объявили о приостановке поставок автомобилей дилерам. На те машины, что есть сейчас в наличии, цена по прайс-листу ощутимо выросла — автодилеры отреагировали на ажиотажный спрос (традиционно возникает в попытке сохранить сбережения), а также существенное изменение курса валют.
Но, как выяснил Autonews.ru, опросив несколько десятков российских дилеров по состоянию на 1 марта, торгующих как массовыми, так и премиальными автомобилями, фактическая цена для покупателя окажется еще выше.
Hyundai
В 2021 году в России было продано 167 331 автомобилей Hyundai (здесь и далее — данные Ассоциации европейского бизнеса). Дилер Hyundai Major Auto предложил Autonews.ru купить Solaris в начальной комплектации (здесь и далее — рекомендованная цена от производителя за самую простую версию в данной комплектации, — от 1 126 000 рублей) с «автоматом» за 2,352 млн рублей, правда предложив также скидку 120 тыс. за сдачу в трейд-ин старого автомобиля (для оценки «потенциальной сделки» использовалась 10-летняя Elantra). Максимально оснащенный Solaris — у этого же дилера можно приобрести за 2,6 млн рублей при стоимости по официальному прайс-листу в 1,3 млн рублей.
Похожим образом в Major подошли к ценообразованию Hyundai Creta: кроссовер с двигателем 1.6 л, передним приводом и «автоматом» в почти базовой версии (от 1 349 000 рублей) был предложен за 2,9 млн рублей, а полноприводная машина с двухлитровым мотором и в средней комплектации оценивалась в 3,5 млн. При этом в наличии, согласно словам менеджера, были считанные экземпляры.
В регионах ситуация аналогична. Мы позвонили казанскому дилеру «Канавто», где получили предложение: прямо сейчас за наличные можно забрать базовый Solaris на «автомате» за 1 781 000 рублей, топовый — за 1,95 миллиона. Базовая Creta на «механике» получила ценник в 2,1 миллиона (на 750 тысяч выше рекомендованной цены), а кроссовер с полным приводом и в максимальном оснащении казанские продавцы согласились отдать за три миллиона. Новосибирский же дилер «Автомир» вообще оказался не в силах назвать ни комплектации, ни цены: все продажи приостановлены до следующих указаний руководства. Это же касается и автомобилей с пробегом.
Renault
Попытки «пойти и купить» любой новый кроссовер Renault (131 552 проданных в 2021 году в России автомобилей) успехом не увенчались. Мы звонили в московские Major и «Автогермес», пробивались в новосибирский «Фастар», но везде получали одинаковые ответы: машины в наличии вообще есть, но продавать их пока запрещено. Информация о ценах и условиях предположительно должна поступить в течение одного-двух дней. Или недели. Тут показания менеджеров начали сильно расходиться.
Lada
Утром российская компания (350 714 проданных в 2021 году в России автомобилей) объявила о рекордном повышении цен, а около полудня мы попытались выяснить, что в реальности происходит у дилеров. Московский «Техинком» ответил, что машин в наличии много, но продажи остановлены до второй половины дня. Тем не менее, менеджер озвучил примерную стоимость автомобилей. Так, Lada Granta с 16-клапанным мотором в комплектации «Комфорт» оказалась оценена в один миллион рублей, а самый базовый седан 2021 модельного года нам согласились отдать за 920 тысяч (от 684 900 рублей).
Lada Vesta в минимально возможной комплектации, по мнению «Техинкома», сейчас стоит 1,2 миллиона рублей (от 1 032 900 рублей), примерно 150 тысяч надо накинуть сверху ради среднеоснащенной версии, ну, а флагманский универсал Vesta SW Cross в полном фарше и с вариатором — это уже 1,8 млн рублей (от 1 473 900 рублей). Столичный же дилер «Лада Кунцево» оказался скромнее в аппетитах: за SW Cross в версии Luxe Enjoy Pro (правда, на механике) с нас попросили полтора миллиона (от 1 353 900 рублей), а за 1 240 000 рублей согласились отдать базовый седан — также с тремя педалями. Причем в стоимость входит достаточно обширный набор допоборудования на 160 тысяч.
На Granta навязанное оснащение тоже есть, но поскромнее — до 120 000 рублей. Примерный порядок цен такой: около 900 тысяч рублей за седан в средней комплектации. А что в родном для Lada Тольятти? Официальный дилер «Викинги» объявил 942 000 рублей за топовую Granta в версии Luxe Prestige (от 941 800 рублей), а универсал Vesta SW (обычный, не Cross) в комплектации «база плюс кондиционер» согласился отдать за 1,2 миллиона (от 1 124 900 рублей). При этом машин в наличии, если верить менеджеру, практически нет. А еще хуже ситуация у других тольяттинских официалов — «Агроладасервиса». Там склады вообще пустые, поставок ждать минимум две недели, и такая проблема, если верить дилеру, по всей России: «Нам самим из Москвы звонят». Парадоксально, но столичные продавцы при этом уверенно говорили, что у них в наличии по 20-30 машин точно есть.
Volkswagen
Схожая неразбериха царит в стане дилеров Volkswagen (86 108 проданных в 2021 году в России автомобилей). В московской «Германике», например, наотрез заявили: никаких цен нет, машин в доступе нет, информации тоже нет, а если и появится, то к концу недели. Но менеджер «Авилона» на Волгоградском проспекте любезно поведал, что в наличии есть аж 38 седанов Polo, которые можно приехать и забрать: начальная комплектация Respect 1.6 на механике обойдется в 1,8 млн рублей (от 1 162 400 рублей), Polo Exclusive 1.4 TSI — около 2,4 млн. (от 1 478 400 рублей)
Кроссоверов Taos на складе оказалось меньше, всего пять штук, а цены предсказуемо расстроили: за самую простую машину с механической коробкой с нас попросили 2 900 000 рублей (от 1 821 900 рублей), «автомат» с передним приводом — 3,3-3,4 миллиона (от 1 881 900 рублей). Казанский «Транстехсервис» оказался гуманнее: там нашелся полноприводный Taos за 3 360 000 рублей (от 2 051 900 рублей), а переднеприводный кроссовер в комплектации Status и с мотором 1.4 TSI нам согласились отдать за 3,15 миллиона (от 2 101 900 рублей).
Впрочем, Taos у казанских продавцов тоже наперечет, в отличие от Polo — их «много», и все плюс-минус по два миллиона за комплектацию Status с мотором 1.6 (от 1 237 400 рублей). А вот поставки модели с турбомотором 1.4, по словам менеджера, прекращены — и давно. Связано это с тем, что такие двигатели не локализованы в России и идут к нам только из Европы.
Toyota
Дилеры японской марки Toyota (97 941 проданных в России в 2021 году автомобилей) проявили редкое единодушие по поводу ценообразования на популярный кроссовер RAV4: двухлитровая машина в среднем оснащении обойдется плюс-минус в четыре миллиона рублей (от 2 728 000 рублей). Но вот с задачей «приехать и забрать» получилось по-разному. «Тойота Центр Рублевский» не выдает вообще ничего и обещает определиться со стратегией в течение пары дней, в то время как «Тойота Кунцево» оказалась готова обменять автомобиль на деньги без каких-либо проблем.