На этой неделе целый ряд зарубежных автокомпаний заявили об остановке поставок машин российским дилерам. Среди них: Volvo, Volkswagen, Audi, Skoda, Jaguar Land Rover, BMW, Mazda, Mercedes-Benz. Причина такого решения — напряженная геополитическая обстановка и события на Украине. На фоне высокого спроса на автомобили среди россиян это привело к стремительному опустошению дилерских запасов. Эксперты не исключают, что уже в скором времени многим автосалонам просто станет нечем торговать. Autonews.ru обратился к аналитикам и представителям торговых компаний, чтобы узнать о нынешней ситуации в дилерских центрах, а также выяснить, какие машины пока еще можно купить в России.
Автосалоны стремительно пустеют
Как рассказал руководитель аналитического агентства «Автостат» Сергей Целиков, популярных моделей по адекватным ценам в продаже у дилеров уже нет. По словам эксперта, чтобы полностью не опустошить салоны, дилеры переписывают прайс-листы до «неприемлемых уровней». Однако, он отметил, что все равно находятся клиенты, которые покупают машины по нынешним ценам.
«Скоро в салонах не будет практически ничего. Поставки новых машин приостановлены почти по всем брендам. Когда возобновится, никто не знает. На заводах порвались цепочки поставок комплектующих. А импорт остановлен по политическим, экономическим и логистическим причинам», — объяснил Целиков.
В свою очередь, аналитики Drom.ru в исследовании, которое есть в распоряжении редакции, рассказали, что продажи новых автомобилей сворачиваются «очень высокими темпами». Так, по их данным, дилерские центры сократили размещение объявлений на 60% в течение последней недели.
На сколько хватит запасов
Складские запасы у дилеров на данный момент практически полностью исчерпаны. Отчасти это произошло из-за ажиотажного спроса после сообщений о падении курса рубля и санкциях. Как утверждают дилеры и эксперты, именно тогда многие россияне бросились искать, куда можно вложить деньги.
В результате найти популярную модель в большинстве автосалонов стало практически невозможно. О выборе подходящих комплектаций речи сейчас вообще не идет. Например, сразу несколько крупных дилеров Skoda пожаловались, что в наличии у них осталось совсем небольшое количество Octaviа, да и они «закончатся в ближайшее время».
«Если хотите купить Octaviа, езжайте в автосалон прямо сейчас. До конца недели таких машин может больше не остаться. Когда будут поставки и стоит ли их вообще ждать, никому неизвестно. Дальше останется довольствоваться только Китаем», — напрямую заявил один из сотрудников автосалона.
Патовая ситуация складывается в автосалонах Volkswagen. Например, в крупном дилерском центре на юге Москвы для нас смогли разыскать всего три кроссовера Taos. «Один «механика», другой «автомат» и третий выставочный экземпляр», — объяснили в компании и предположили, что эти машины найдут хозяев до начала следующей недели.
Компания Mitsubishi пока только рассматривает возможность приостановки поставок и производства в России. Но в автосалонах японского бренда вопрос нехватки машин уже стоит очень остро. Сразу в двух дилерских центрах нам не удалось найти самую популярную модель Mitsubishi — Outlander.
«Все машины у нас находятся в резерве. Если кто-то откажется можем перезвонить», — отрезал менеджер одного из автосалона, уклонившись от ответа на вопрос, ожидаются ли в будущем новые поставки.
Что происходит с ценами
Впрочем, эксперты уверены, что полностью распродать остатки машин дилерские центры смогут не так уж быстро. Причина — в гигантских наценках, которые кардинально отличаются от официальных прайс-листов. Например, в крупном официальном дилерском центре Skoda нам предложили приобрести Octavia в базовой комплектации, с «автоматом» и 150-сильным мотором за 3,5 млн руб. При этом на официальном сайте цена на такую модель составляет 1 725 000 руб.
«Скажу больше, цены будут еще выше. Мы об этом говорили уже давно», — предупредил сотрудник торговой компании.
В автосалонах Volkswagen решили ограничиться более демократичной дилерской наценкой. Например, сразу в двух автосалонах удалось разыскать кроссовер Taos с механической коробкой передач в базовой комплектации за 2,5 млн руб. (на официальном сайте — 1 821 900 руб.). Однако с покупкой рекомендовали не медлить.
«Что будет с ценами, сказать не можем. О каких долгосрочных прогнозах может идти речь, когда мы не знаем, что будет со стоимостью на машины даже через два часа. Плюс запасы машин на исходе», — резюмировал представитель дилерского центра
Китай, корейцы и отечественный производитель
По словам руководителя аналитического агентства «Автостат» Сергея Целикова, в сложившейся ситуации авторынок будет дальше перераспределяться в сторону Китая и Кореи. Пока официально о прекращении производства или поставок машин не сообщила ни одна компания из этих стран. Временные проблемы возникли лишь у китайской Geely. Однако в компании подчеркнули, что временная приостановка отгрузки новых машин дилерам связана с логистическими проблемами.
В автосалонах большинства китайских и корейских компаний машины пока имеются в наличии. Правда, как выяснилось, цены у дилеров этих марок имеют мало общего с прайс-листами, которые опубликованы на официальном сайта.
«Все модельная линейка Haval у нас представлена, с этим проблем нет. А вот если я вам цены начну называть, я боюсь вы к нам не приедете. Вот кроссовер F7, например, — 3,5 млн руб.», — признался один из работников крупного столичного дилерского центра Haval.
АвтоВАЗ уже на протяжении долгого времени испытывает проблемы с комплектующим, из-за чего был вынужден неоднократно останавливать производство. Но автомобили Lada в дилерских центрах имеются в наличии.
«Все автомобили у нас есть. Приезжайте, выбирайте в любой момент. Комплектации обсудим», — рассказал сотрудник одного из автосалонов. Правда озвучить цены на машины по телефону сотрудник фирмы отказался, предложив обсудить детали непосредственно в дилерском центре.
Аналогичная ситуация наблюдается в центрах УАЗ. Во всяком случае опрошенные сотрудники трех автосалонов этой компании об отсутствии машин корреспонденту Autonews.ru не сообщили.