Кардинальные поправки в законодательство, предполагающие возврат обязательного технического осмотра и расширение ситуаций для его прохождения, потребовали внести участники рынка. Соответствующее письмо с предложениями в адрес председателя Госдумы по транспорту и развитию транспортной инфраструктуры Евгению Москвичеву направил Союз операторов техосмотра (документ есть в распоряжении редакции).
Напомним, что в конце 2021 года после изменений в законодательство техосмотр для физлиц перевели на добровольную основу за исключением ограниченного количества случаев. Однако участники рынка с такими изменениями не согласны. По данным Союза, с 1 марта 2022 года в России продолжили работу 2083 оператора пунктов технического осмотра. Именно столько пунктов получили лицензию на проведение проверки автотранспорта. Это чуть менее половины от общего количества операторов. Чтобы их работа была эффективной, а на дороги выезжали только исправные автомобили, участники рынка и требуют вернуть техосмотру для физлиц обязательный статус.
Почему техосмотр хотят сделать обязательным
Сейчас техосмотр физлицам необходимо проходить в следующих случаях:
- при перерегистрации транспортного средства старше четырех лет в ГИБДД на нового владельца;
- если собственник транспортного средства приобрел машину, она не вводилась в эксплуатацию, но машине исполнилось более четырех лет и ее решили впервые зарегистрировать;
- в любое время при внесении изменений в конструкцию;
- в случае, если автомобиль используют для предоставления услуг в качестве такси, и в других ситуациях для перевозки пассажиров;
- при использовании автомобиля в качестве служебного транспорта.
Согласно предложенным изменениям, этот список предложено дополнить. Самое главное изменение — это возврат обязательных диагностических карт. В противном случае, считают в Союзе, эксплуатация автомобилей должна быть запрещена.
Кроме того, автомобили вовсе предлагают отправлять на внеочередной техосмотр, если машина попадет в ДТП.
«Считаем, что проведение технического осмотра после ДТП должно стать обязательной процедурой, — заявил представитель Союза Максим Бурдюгов. — Специалисты проверят соответствие автомобиля обязательным требованиям безопасности».
Эксперт напомнил, что сейчас для попавших в ДТП автомобилистов нет никаких обязательств проверять исправность машин после ремонта. Он указал на риск, что ремонт не всегда может пройти удачно, кроме того, водители не всегда готовы вкладываться в полное восстановление автомобилей.
Что касается возврата обязательного техосмотра, то, согласно позиции Союза операторов, именно эта проверка должна стать одним из важнейших факторов обеспечения безопасности дорожного движения. Кроме того, она должна полностью исключить возможность для неисправных автомобилей выезжать на дороги. Участники рынка указывают: сейчас автомобилисты обязаны следить за состоянием своих машин, однако фактической ответственности за нарушение этих требований просто нет.
«Согласно ПДД, гражданин обязан содержать транспортное средство в исправном состоянии. При этом фактически контроль за соблюдением этого требования в должной мере не работает, — заявили в Союзе операторов технического осмотра. — В приложении к Техническому регламенту Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» прописаны требования к эксплуатируемым автомобилям, но контроль за их соблюдением также отсутствует».
Также в Союзе обратили внимание на то, что согласно ч. 1 ст. 12.5 КоАП запрещается эксплуатация транспортного средства при наличии неисправностей. За это нарушение предусмотрен штраф 500 рублей, однако контроль за устранением нарушений отсутствует.
Поскольку количество пунктов в России сократилось, в Союзе предлагают вводить «обязательность» сначала для машин старше 15 лет, затем — 10 и затем — от 5 лет. А при выявлении поддельных диагностических карт, по словам Бурдюгова, полиции следует сразу возбуждать административную проверку и наказывать водителей за использование поддельных документов, а экспертов и сами пункты — за их оформление.
Установку цен на техосмотр предлагают отдать рынку
Кроме того, операторы просят отменить предельную стоимость услуги — сейчас ее устанавливают местные власти и пункты техосмотра менять расценки права не имеют. В Союзе предлагают отдать возможность рынку самому отрегулировать стоимость техосмотра. При этом там считают нужным установить минимальный порог стоимости техосмотра, взяв за основу расчет нормо-часа по отрасли технического обслуживания автомототранспортных средств в зависимости от региона.
«За счет установления минимального порога стоимости технического осмотра и урегулирования стоимости в рамках рыночной конкуренции будет достигнута цель по привлечению инвестиций в отрасль, бизнес по техническому осмотру станет более привлекателен для инвесторов, а работа операторов окажется рентабельной. Сейчас в регионах проверка стоит по 300 рублей — этого даже на оплату затраченной электроэнергии не хватит», — считают в Союзе.
Мнение о необходимости вернуть техосмотр поддерживает руководитель Гильдии операторов технического осмотра транспортных средств при МТПП Игорь Волчек. Также он поддержал идею о привязке стартовой цены на услугу к стоимости нормо-часа работ на станциях техобслуживания. Таким образом, по его расчетам, в Москве техосмотр должен стоить 2500-2800 рублей и чуть ниже в регионах.
«Качество прохождения техосмотра в МВД не смогли проконтролировать, что делать с «серыми» картами было непонятно. Поэтому техосмотр просто взяли и отменили. Свернули всю систему. Но рано или поздно контроль должен вернуться, — уверен Волчек. — При переходе на добровольную систему многие автомобилисты решили, что проходить техосмотр совсем не нужно. При этом они могут просто не знать, какие именно у автомобиля есть проблемы. Многие операции можно провести только на оборудовании, которые есть у операторов. Например, у дилеров и у СТО просто нет тормозных стендов. Они слишком дороги».
В свою очередь генеральный директор сертифицированной испытательной лаборатории «УслугиАвто» Юрий Пархоменко назвал нецелесообразным требование в прохождении техосмотра при смене собственника. По его словам, нет никаких предпосылок предполагать, что именно в таком случае автомобиль будет неисправен. С учетом сокращения с 1 марта количества пунктов техосмотра к прохождению проверки после ДТП, по мнению Пархоменко, стоит подходить более осторожно.
«Может получиться так, что требования введут, а пунктов техосмотра, где качественно смогут оказать эту услугу, просто не окажется. Да и ДТП бывают разные. Одни машины под списание, у — другой вмятина и пара царапин. Только в случае серьезных ДТП, это требование будет целесообразно, так на дороги не будут выезжать кое-как восстановленные и неисправные автомобили», — сказал Пархоменко.
Для неисправных машин готовят принудительный техосмотр
После фактической отмены техосмотра официальных поводов для проверки исправности автомобилей частных владельцев у ГИБДД практически не осталось. Диагностическую карту инспекторы могут проверить только при перерегистрации автомобиля старше четырех лет. На дороге же такой контроль невозможен. Как объясняли в Госавтоинспекции, изучить техническое состояние автомобиля сотрудник имеет право только если у машины есть очевидные технические проблемы: «течет масло» или «глушитель отваливается». По факту автомобили в таком состоянии на дороги все-таки не выезжают.
Но и при выявлении неисправности, штраф невелик. Согласно ч.1 ст. 12.5. КоАП «Управление транспортным средством при наличии неисправностей или условий, при которых эксплуатация транспортных средств запрещена…» грозит предупреждением или штрафом в 500 рублей. Штраф можно уплатить со скидкой 50%. Усиления ответственности за повторное нарушение эта статья КоАП не предусматривает.
Только за управление транспортным средством с заведомо неисправной тормозной системой или рулевым управлением предусмотрена отдельная, более жесткая ответственность. За это не только штрафуют на 500 рублей, но и задерживают автомобиль. Согласно ст. 27.13 КоАП автомобиль перемещают на специализированную стоянку до устранения причины задержания. Получается, что водитель должен забрать свой автомобиль на эвакуаторе и починить.
Но проконтролировать, провел ли водитель ремонт или же просто поехал дальше, у ГИБДД возможности нет. Чтобы решить эту проблему, в МВД разработали законопроект, который позволит инспекторам отправлять на принудительный внеочередной техосмотр автомобили с выявленными серьезными техническими неисправностями. А если окажется, что водитель ездит на таком автомобиле, то будет накладываться запрет эксплуатации.
Среди серьезных проблем значатся:
- неисправности тормозной системы;
- неисправности рулевого управления;
- неисправности фар ближнего и дальнего света;
- неисправности сигналов торможения;
- неисправности габаритных огней;
- неисправности указателей поворота;
- неисправности механизмов фиксации бортов грузового транспорта;
- неисправности запорных устройств топливных баков;
- несоответствия установленным требованиям шин и колес;
- неисправности удерживающих систем пассивной безопасности;
- внесения изменений в конструкцию транспортного средства.
Если выявленные неисправности незначительны, то запрета эксплуатации не последует. Водителя не будут строго наказывать за отсутствие медицинской аптечки, неисправность противотуманных фар и задних противотуманных огней, проблемы со стояночными и дневными ходовыми огнями, за неисправность противоугонного устройства и отсутствие опознавательных знаков таких как «Перевозка детей» и прочее.
Если норму примут, она ступит в силу 1 марта 2023 года.