О серьезных проблемах с ГИБДД предупредили операторы пунктов техосмотра тех водителей, которые решат купить подержанный автомобиль без актуальной диагностической карты. Речь идет о б/у машинах старше четырех лет: согласно недавним изменением в законодательстве, новые собственники при перерегистрации таких автомобилей на себя обязаны предъявлять в отделениях ГИБДД подтверждение о пройденном в течение последнего года техосмотра.
На фоне резкого роста цен на первичном рынке, не успевшие приобрести новый автомобиль россияне переключились на «вторичку», где ценники меняются чуть медленнее. При этом, как предупредили в беседе с Autonews.ru представители отрасли, решение самостоятельно пройти техосмотр на приобретенном автомобиле может серьезно усложнить жизнь покупателю.
Сложность с поиском пункта техосмотра
Первая трудность связана с сокращением количества самих пунктов. Как рассказали в Союзе операторов пунктов технического осмотра, с 1 марта аккредитацию получило 2250 организаций — это около половины всех участников рынка. Дело в том, что не все пункты решили продолжать работу после перевода проверки для физлиц на добровольную основу. «Получается, что сейчас в некоторых регионах просто не будет возможности оперативно записаться и пройти техосмотр», — рассказал Autonews.ru председатель Союза операторов технического осмотра Максим Бурдюгов. Например, в Ямало-Ненецком автономном округе осталось около 15-16 пунктов, а было порядка 100. Однако такая проблема скорее характерна для небольшого количества регионов.
Необходимость чинить скрытые дефекты
Гораздо больше проблем могут принести неожиданные технические неисправности, о которых новый владелец может даже не догадываться. Устранить их нужно успеть за десять суток — именно столько времени, согласно закону, собственник может ездить за рулем приобретенной машины, не совершая с ней регистрационных действий. За это время автомобилист должен пройти техосмотр и съездить в ГИБДД. Однако, как предупредили эксперты Союза операторов технического осмотра, в 50% случаев приехавшие на техосмотр частные автомобили его не проходят.
По словам Максима Бурдюгова, эксперты на техосмотре могут обнаружить в машине скрытые дефекты. Кроме того, иногда даже мелкие неисправности, на которые новый владелец не обратил внимания, могут стать причинами для отказа в оформлении техосмотра. Это значит, что сначала водителю нужно будет отправиться на СТО на ремонт, после чего снова записаться на техосмотр и пройти его повторно. Уложиться в отведенные 10 дней можно просто не успеть.
«У нас не настолько гибкая система, чтобы пропускать с мелкими неисправностями. В Европе, например, можно выпустить машину даже если у нее есть некоторые недочеты, которые не влияют на безопасность дорожного движения. Просто водитель получит предписание со списком работ, которые нужно провести. У нас же даже из-за небольшой проблемы мы не можем оформить диагностическую карту», — объяснил Бурдюгов.
Такое же мнение высказал специалист одного из ПТО в Москве, расположенном на Алтуфьевском шоссе, Дмитрий Иванов. «Продавать автомобили без техосмотра вообще лучше запретить. Никому не посоветую проходить проверку за предыдущего собственника. Автомобилист может даже не догадываться о проблемах, которые можно обнаружить на специальных стендах», — сообщил техэксперт.
По его словам, в большинстве случаев водители сталкиваются с мелкими проблемами: грыжи на колесах, неоткалиброванный свет фар, неработающие лампочки. Но в некоторых случаях ремонтом придется заняться уже серьезно — у автомобилей могут оказаться неисправны тормоза, на рулевом колесе обнаруживают люфты. Все это проверяют с помощью специальных стендов.
«Недавно был случай — водитель купил автомобиль у официального дилера, эту машину сдал в трейд-ин прошлый владелец, ее починили и продали. И оказалось, что у автомобиля просто вырезан катализатор. То есть никакой экологической проверки машина не пройдет. Владелец был уверен, что раз купил машину у дилера, то она полностью исправна и техосмотр не проблема. Но это не так. Поэтому даже при покупке у дилера стоит уточнять наличие диагностической карты», — рассказал технический специалист.
По словам техэксперта, при покупке подержанных автомобилей у наиболее требовательных потенциальных покупателей появилось новое условие — личное присутствие при проверке.
«Покупатели приезжают вместе с собственниками автомобилей, чтобы удостовериться в том, что техосмотр машина проходит реально, что это не «серая» карта, которую удаленно нарисовали в фотошопе. И продавцы сидят, переживают. Потому что мы можем выявить и проблемы с тормозами, и с люфтами — тогда все это придется исправлять, в ГИБДД машину не зарегистрировать. Кроме того, собственнику придется вложиться в ремонт», — поделился эксперт.
Риск не успеть пройти техосмотр за 10 дней
Если водитель с первого раза не пройдет техосмотр, ему нужно будет ехать на СТО, а затем — снова записываться на проверку для оформления диагностической карты. И это может занять продолжительное время. При этом, как предупредил юрист Дмитрий Дугин, у нового собственника есть обязанность в течение десяти суток перерегистрировать автомобиль на себя в ГИБДД. Если этого не сделать, есть два варианта развития событий. В лучшем случае предыдущий собственник не начнет сразу предъявлять претензии новому владельцу и дождется, когда тот проведет нужную процедуру. И тогда у водителя будет время починить автомобиль, пройти техосмотр и спокойно пройти все процедуры в ГИБДД.