branding imagebranding image
РБК АВТО
Техосмотр Алина Распопова
Подписаться на Telegram-канал

«Сидят, переживают»: почему нельзя покупать машину без техосмотра

Покупать машины на вторичном рынке только с техосмотром порекомендовали участники отрасли. Иначе новый собственник может не успеть без проблем перерегистрировать машину в ГИБДД и получить штраф. Разбираемся, в чем подвох
Фото: АвтоГЕРМЕС
Фото: АвтоГЕРМЕС

О серьезных проблемах с ГИБДД предупредили операторы пунктов техосмотра тех водителей, которые решат купить подержанный автомобиль без актуальной диагностической карты. Речь идет о б/у машинах старше четырех лет: согласно недавним изменением в законодательстве, новые собственники при перерегистрации таких автомобилей на себя обязаны предъявлять в отделениях ГИБДД подтверждение о пройденном в течение последнего года техосмотра.

На фоне резкого роста цен на первичном рынке, не успевшие приобрести новый автомобиль россияне переключились на «вторичку», где ценники меняются чуть медленнее. При этом, как предупредили в беседе с Autonews.ru представители отрасли, решение самостоятельно пройти техосмотр на приобретенном автомобиле может серьезно усложнить жизнь покупателю.

Сложность с поиском пункта техосмотра

Первая трудность связана с сокращением количества самих пунктов. Как рассказали в Союзе операторов пунктов технического осмотра, с 1 марта аккредитацию получило 2250 организаций — это около половины всех участников рынка. Дело в том, что не все пункты решили продолжать работу после перевода проверки для физлиц на добровольную основу. «Получается, что сейчас в некоторых регионах просто не будет возможности оперативно записаться и пройти техосмотр», — рассказал Autonews.ru председатель Союза операторов технического осмотра Максим Бурдюгов. Например, в Ямало-Ненецком автономном округе осталось около 15-16 пунктов, а было порядка 100. Однако такая проблема скорее характерна для небольшого количества регионов.

Необходимость чинить скрытые дефекты

Гораздо больше проблем могут принести неожиданные технические неисправности, о которых новый владелец может даже не догадываться. Устранить их нужно успеть за десять суток — именно столько времени, согласно закону, собственник может ездить за рулем приобретенной машины, не совершая с ней регистрационных действий. За это время автомобилист должен пройти техосмотр и съездить в ГИБДД. Однако, как предупредили эксперты Союза операторов технического осмотра, в 50% случаев приехавшие на техосмотр частные автомобили его не проходят.

Фото: из открытых источников Короткие новости 3 марта 2022 Операторы пунктов техосмотра потребовали повысить цены
Фото: Autonews.ru Техосмотр 1 марта 2022 С 1 марта техосмотр заработал по новым правилам. Мы его прошли (неудачно)

По словам Максима Бурдюгова, эксперты на техосмотре могут обнаружить в машине скрытые дефекты. Кроме того, иногда даже мелкие неисправности, на которые новый владелец не обратил внимания, могут стать причинами для отказа в оформлении техосмотра. Это значит, что сначала водителю нужно будет отправиться на СТО на ремонт, после чего снова записаться на техосмотр и пройти его повторно. Уложиться в отведенные 10 дней можно просто не успеть.

«У нас не настолько гибкая система, чтобы пропускать с мелкими неисправностями. В Европе, например, можно выпустить машину даже если у нее есть некоторые недочеты, которые не влияют на безопасность дорожного движения. Просто водитель получит предписание со списком работ, которые нужно провести. У нас же даже из-за небольшой проблемы мы не можем оформить диагностическую карту», — объяснил Бурдюгов.

Фото: Autonews.ru
Фото: Autonews.ru

Такое же мнение высказал специалист одного из ПТО в Москве, расположенном на Алтуфьевском шоссе, Дмитрий Иванов. «Продавать автомобили без техосмотра вообще лучше запретить. Никому не посоветую проходить проверку за предыдущего собственника. Автомобилист может даже не догадываться о проблемах, которые можно обнаружить на специальных стендах», — сообщил техэксперт.

По его словам, в большинстве случаев водители сталкиваются с мелкими проблемами: грыжи на колесах, неоткалиброванный свет фар, неработающие лампочки. Но в некоторых случаях ремонтом придется заняться уже серьезно — у автомобилей могут оказаться неисправны тормоза, на рулевом колесе обнаруживают люфты. Все это проверяют с помощью специальных стендов.

«Недавно был случай — водитель купил автомобиль у официального дилера, эту машину сдал в трейд-ин прошлый владелец, ее починили и продали. И оказалось, что у автомобиля просто вырезан катализатор. То есть никакой экологической проверки машина не пройдет. Владелец был уверен, что раз купил машину у дилера, то она полностью исправна и техосмотр не проблема. Но это не так. Поэтому даже при покупке у дилера стоит уточнять наличие диагностической карты», — рассказал технический специалист.

По словам техэксперта, при покупке подержанных автомобилей у наиболее требовательных потенциальных покупателей появилось новое условие — личное присутствие при проверке.

«Покупатели приезжают вместе с собственниками автомобилей, чтобы удостовериться в том, что техосмотр машина проходит реально, что это не «серая» карта, которую удаленно нарисовали в фотошопе. И продавцы сидят, переживают. Потому что мы можем выявить и проблемы с тормозами, и с люфтами — тогда все это придется исправлять, в ГИБДД машину не зарегистрировать. Кроме того, собственнику придется вложиться в ремонт», — поделился эксперт.

Риск не успеть пройти техосмотр за 10 дней

Если водитель с первого раза не пройдет техосмотр, ему нужно будет ехать на СТО, а затем — снова записываться на проверку для оформления диагностической карты. И это может занять продолжительное время. При этом, как предупредил юрист Дмитрий Дугин, у нового собственника есть обязанность в течение десяти суток перерегистрировать автомобиль на себя в ГИБДД. Если этого не сделать, есть два варианта развития событий. В лучшем случае предыдущий собственник не начнет сразу предъявлять претензии новому владельцу и дождется, когда тот проведет нужную процедуру. И тогда у водителя будет время починить автомобиль, пройти техосмотр и спокойно пройти все процедуры в ГИБДД.

Фото: Александр Авилов / АГН «Москва»
Фото: Александр Авилов / АГН «Москва»

Но чаще всего прошлые собственники, чтобы не платить транспортный налог, а также штрафы ГИБДД, которые приходят за проступки нового владельца, приходят в ГИБДД и снимают машину с регистрации. В таком случае ездить на машине через 10 дней будет уже нельзя: номера объявляют в розыск. Как объясняли в ГИБДД, за управление автомобилем, не зарегистрированным в установленном порядке в соответствии со статьей 12.1 КоАП в первый раз автомобилиста могут оштрафовать на 500-800 рублей, а при повторном нарушении уже на 5 тыс. рублей или лишить прав на три месяца.

Список документов для регистрации автомобиля в ГИБДД

Чтобы зарегистрировать автомобиль старше четырех лет в ГИБДД новому собственнику понадобятся:

  • заявление;
  • удостоверение личности владельца;
  • документы, идентифицирующие транспортное средство — СТС и ПТС;
  • документы, устанавливающие основания для постановки транспортного средства на государственный учет, внесения изменений в регистрационные данные, прекращения или снятия с учета;
  • документ об уплате государственной пошлины;
  • диагностическая карта.

- Техосмотр хотят сделать обязательным после ДТП: что важно знать

- С 1 марта техосмотр заработал по новым правилам. Мы его прошли (неудачно)

- Водителей отправят на принудительный техосмотр. Что нужно знать