Суд на восемь месяцев лишил прав автомобилиста, который установил на свой Ford Focus светодиодные лампы класса Led Interpower. В попытках сохранить удостоверение водитель потратил два года и дошел до Верховного суда.
Согласно материалам дела (есть в распоряжении Autonews.ru), инспектор ГИБДД остановил водителя на трассе Брянск-Новозыбков в октябре 2020 года. Сотрудник заметил, что на автомобиле LED-лампы, составил протокол, а само оборудование конфисковал. При установке такого тюнинга, согласно КоАП, ответственность выше, чем за управление автомобилем с техническими неисправностями. В таком случае отделаться штрафом в 500 рублей по ч.1 ст. 12.5 уже не получится.
На водителя составили протокол по ч.3 ст. 12.5 КоАП: «Управление транспортным средством, на передней части которого установлены световые приборы с огнями красного цвета или световозвращающие приспособления красного цвета, а равно световые приборы, цвет огней и режим работы которых не соответствуют требованиям…». Мировой суд лишил водителя прав на восемь месяцев и постановил конфисковать светодиодные лампы. После чего водитель начал долгий процесс обжалования, и в 2022 году дело дошло до Верховного суда.
Водитель заявил, что не согласен с толкованием норм КоАП нижестоящими судами. Также он решил, что суды нарушили своим решением нормы материального права, отобрав у него пресловутые лампочки. Однако Верховный суд никаких нарушений не нашел и решение осталось в силе.
Почему за ксенон лишают прав
За управление автомобилем с подобными фарами грозит лишение прав на срок от шести месяцев до года с конфискацией указанных приборов и приспособлений, предупредил представитель Европейской юридической службы Орест Мацала.
По его словам, в ПДД есть перечень неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация автомобилей. Например, если количество, тип, цвет, расположение и режим работы внешних световых приборов не соответствуют требованиям конструкции транспортного средства.
«Следовательно, если на передней части автомобиля использовались осветительные приборы, которые не соответствуют конструкции транспортного средства, это может повлечь за собой лишение прав», — объяснил Мацала.
В свою очередь юрист из Единого центра защиты Кирилл Резник уточнил, что под формулировку «режим работы» световых приборов действительно подпадает ситуация, когда в фары определенного типа установлена лампа другого типа. Так, в решении упомянуто, что конструкция автомобиля предусматривала фары с цоколем типа «H» — для галогенных ламп. Но водитель вместо них установил светодиодную, что запрещено.
Эксперт также напомнил, что в 2019 году вышло Постановление Пленума ВС №20, в котором последовали разъяснения в том числе и о порядке применения ч. 3 ст. 12.5 КоАП. Из документа следует, что нарушение будет считаться таковым только в случае одновременного несоответствия цвета огней и режима работы таких приборов требованиям, указанным изготовителем в эксплуатационной документации…».
«Лишенный прав водитель управлял автомобилем, у которого и цвет фар, и режим их работы не соответствовали требованиям Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации. Соответственно, наказание по ч. 3 ст. 12.5 КоАП в виде лишения прав назначено ему правомерно», — объяснил юрист.
Ранее Autonews.ru писал о нескольких неочевидных ситуациях, когда водители могут лишиться прав. Например, без прав можно остаться, если устроить погоню за виновником ДТП, который решил уехать с места аварии или просто ее не заметил.
Еще один частый случай, когда виновник небольшого ДТП с припаркованным автомобилем оставляет телефон на лобовом стекле поврежденной машины и уезжает.