Страховщики и участники рынка рассказали, как теперь ремонтировать автомобили по ОСАГО с учетом подорожания запчастей и дефицита оригинальных деталей. И, главное, сколько это будет стоить. Официальные и неофициальные прогнозы кардинально отличаются. В Российском союзе автостраховщиков дают понять, что цена ОСАГО может вырасти только для водителей, которые часто попадают в ДТП. Разбираемся, как чинить автомобили после ДТП в новых условиях.
Что будет с тарифами по ОСАГО
Президент России Владимир Путин подписал предложенные Центробанком поправки в законодательство, позволяющие моментально и неограниченное количество раз менять границы тарифного коридора по ОСАГО.
Ранее эти изменения зависели от ориентировочной стоимости автозапчастей в справочниках Российского союза автостраховщиков (РСА): только с изменением актуальных цен на запчасти можно было поменять что-то в самих тарифах. Президент РСА Игорь Юргенс на встрече с журналистами предупредил автомобилистов, что на фоне роста цен и дефицита, «теперь любое ДТП — это катастрофа». По его прогнозам, водители теперь будут меньше пользоваться каско, а вот с расчетами по ОСАГО появятся новые нюансы.
Как объяснили в РСА, тарифы ОСАГО и каско привязаны к суммам выплат. Сейчас у автомобилистов встают вопросы о том, будут ли страховщики эти выплаты увеличивать, ведь ремонт дорожает. Однако пока в РСА водителей успокаивают. Как объяснил вице-президент РСА Евгений Уфимцев, средняя премия по ОСАГО не менялась последние три года — это 5600 рублей.
«Но говорить, что из-за скачка цен и дефицита запасных частей, мы будем поднимать страховую премию по ОСАГО не совсем верно. Как и говорить водителям, что теперь им придется платить больше. Тем более, что частотность попадания в ДТП — это 5%. И если поднять стоимость полиса, это повышение затронет всех, а не 5%», — сказал вице-президент РСА Евгений Уфимцев.
Плюс 50%
Между тем источники Autonews.ru в страховых компаниях предупреждают: ОСАГО может стать дороже сразу на 30%, а каско — вовсе на 50%. «Повышение тарифов обсуждают в ЦБ каждый день, руководство каждый день ездит на совещания, и мы готовимся, что полисы станут дороже», — предупредил один из источников.
В свою очередь генеральный директор «Совкомбанк Страхование» Игорь Лаппи говоря про возможное повышение стоимости полисов отметил, что ценообразование в ОСАГО, как и ценообразование в рамках рыночной экономики, зависит от текущего уровня инфляции. «Полагаем, что в целом страховая отрасль не станет исключением», — признал Лаппи.
Чем теперь ремонтировать автомобили после ДТП по страховке
Изменения при расчетах стоимости ремонта все-таки последуют. 19 марта РСА выпустит новые справочники с ценами на автозапчасти. Они представляют собой список средневзвешенных цен на всю представленную в стране номенклатуру запчастей от официальных и лицензированных поставщиков: ориентируюсь на них страховщики и делают расчеты стоимости ремонта.
К ценам в справочниках привязаны страховые выплаты. По словам Евгения Уфимцева, страховщики планируют внести изменения в методику расчета стоимости запчастей в этих документах. Связана такая необходимость с тем, что сейчас в них указаны ключевые цены от производителей, которые уходят из России или же приостановили здесь свою деятельность. И получается, что официальных поставщиков на рынке нет. По этой причине страховщики предсказали полную перестройку рынка: они планируют чаще рекомендовать для ремонта неоригинальные запчасти, а также б/у детали.
«Уйдут эти «дорогущие» запчасти, которые создавали неоправданный ажиотаж у потребителей. Раньше водители приходили к дилерам и видели бамперы за бешеные деньги. По факту, у дилеров проходили ремонт только те автовладельцы, которые застрахованы по полисам каско, которые были очень дорогие», — сказал Уфимцев.
Как считать цену запчасти
По словам Евгения Уфимцева, РСА разрабатывает изменения в методику расчета стоимости запчастей совместно с Центробанком. Например, в действующей методике указано, что цена запасной части не может быть ниже, чем 30% от цены оригинала. То есть, если оригинал стоит 10 тыс. рублей, то все запчасти, которые стоят менее 3 тыс. рублей автоматически считаются некачественными.
В РСА и ЦБ ищут новые способы расчета цен в тех условиях, когда оригинальных запчастей просто нет. Ведь с уходом или заморозкой основных игроков непонятно, от чего отсчитывать эти самые 30%. Теперь же эксперты постараются подсчитать медианные цены на каждую запчасть, изучив примерно 50 млн деталей для ремонта автомобилей от разных производителей, которые будут доступны на российском рынке.