Эксперты и страховые компании прогнозируют резкий всплеск числа угонов автомобилей в России. Причиной этого станет острая нехватка автомобилей у дилеров, перебои с поставками запчастей, а также серьезное подорожание оставшихся на рынке моделей. Autonews.ru с помощью экспертов решил выяснить, чего следует бояться автомобилистам, и какие машины находятся в зоне риска.
Число угонов будет расти
Специалисты «АльфаСтрахования» не исключают роста числа угонов в России на фоне дефицита запчастей. Впрочем, на текущий момент страховщики этой компании не отмечают активизации преступников.
«Любой кризис негативно влияет на криминогенную обстановку. В текущей ситуации мы считаем, что может увеличиться как количество попыток мошенничества с автомобилями, так и число угонов. Все будет зависеть от доступности и стоимости запчастей в ближайшем будущем, так как пока еще существуют альтернативные варианты», — объяснил представитель «АльфаСтрахования».
В «РЕСО-Гарантия» пока также не зафиксировали резкого скачка числа угонов, но спрогнозировали его в дальнейшем. Причем в компании считают, что нынешняя ситуация будет отличаться от предыдущих кризисов.
«Особенность в том, что дефицит запчастей, вероятнее всего, проявится по всем маркам и моделям, поскольку негативное влияние будут оказывать не только санкции, но и разрывы логистических цепочек», — подчеркнул представитель «РЕСО-Гарантия».
Черный рынок деталей
По прогнозу руководителя экспертного центра Probok.net Александра Шумского, в России уже в ближайшее время может резко «всплыть» так называемый черный рынок деталей. Эксперт объяснил, что это произойдет в случае, если власти в кратчайшие сроки не организуют доставку автомобилей и комплектующих. В противном случае, как считает Шумский, рынок будет заполонен контрафактными (поддельными) деталями.
«На данный момент число таких запчастей уже достигает 30-40%. Правда, стоит понимать, что иногда такие комплектующие действительно высокого качества и завозятся с заводов Китая», — подчеркнул эксперт.
Нехватка запчастей также грозит риском увеличения угонов автомобилей именно ради разбора и дальнейшей перепродажи запчастей. Причем, по словам Шумского, в зоне риска абсолютно все машины — от масс-маркета до премиальных моделей. Помимо этого, может увеличиться и число хищений различный деталей с автомобилей (например оптика или колеса).
«Причем самим водителям выбора не оставят. Либо машины будут стоять без движения на парковке, либо придется пользоваться такими запчастями. В такой ситуации многие автомобилисты будут покупать детали, даже зная, что они краденые», — заметил эксперт.
Аналогичную точку зрения высказал и представитель Национального автомобильного союза (НАС) Антон Шапарин. По его словам, часть машин будет угоняться преступниками исключительно ради разбора — в условиях нехватки и подорожания запчастей это будет очень выгодный и востребованный «бизнес» у злоумышленников.
В «АльфаСтраховании» ситуацию оценивают более оптимистично. В компании напомнили, что сейчас помимо оригинальных запчастей, есть и «серые», основным производителем которых является Китай. Также корейские производители пока не собираются уходить с рынка. Кроме этого, возможны варианты поставок из стран таможенного союза.
«То, как быстро рынок сможет наполниться запчастями для европейских марок автомобилей и будет влиять на ситуацию с угонами автомобилей «на разбор» в стране», — резюмировал представитель компании.
В свою очередь, руководитель проекта «Карта убитых дорог» Александр Васильев заметил, что зачастую детали на подержанных машинах находятся не всегда в хорошем состоянии. Поэтому, по его мнению, ждать массовых угонов машин популярных брендов исключительно ради разбора не стоит. Также он заметил, что запчасти сейчас имеются в наличии во многих сервисных центрах. Но из-за падения курса рубля некоторые компании поставили продажи на стоп и ждут стабилизации ситуации.