branding imagebranding image
РБК АВТО
Техосмотр Алина Распопова
Подписаться на Telegram-канал

У водителей будут забирать СТС за неисправные машины. Разъяснения ГИБДД

Водителей на неисправных автомобилях будут принудительно отправлять на техосмотр. Если поломку не устранить, то инспекторы заберут СТС. Подробности нового законопроекта раскрыли в ГИБДД.
Фото: Autonews.ru
Фото: Autonews.ru

В Госавтоинспекции раскрыли подробности нового законопроекта, согласно которому водителей на автомобилях с неисправностями будут отправлять на принудительный техосмотр, а при отказе от него — забирать СТС. Обсуждение законопроекта, о котором ранее одним из первых написал Autonews.ru, состоялось в Общественной палате России. Как рассказал начальник управления надзорной деятельности ГУОБДД МВД России Роман Мишуров, документ уже прошел необходимые проверки от профильных ведомств и внесен на рассмотрение на подкомиссию в правительство России.

Предложенная схема такова. Инспектор ГИБДД выявляет неисправность и пишет протокол по ч.1 ст. 12.5. КоАП «Управление транспортным средством при наличии неисправностей или условий, при которых эксплуатация транспортных средств запрещена…», которая предусматривает штраф 500 рублей.

Либо по ст. 27.13 КоАП — за управление транспортным средством с заведомо неисправной тормозной системой или рулевым управлением. За это не только штрафуют на 500 рублей, но и задерживают автомобиль. Машину перемещают на специализированную стоянку до устранения причины задержания. Получается, что водитель должен забрать свой автомобиль на эвакуаторе и починить.

Фото: Autonews.ru Техосмотр 24 февраля 2022 Водителей отправят на принудительный техосмотр. Что нужно знать
Фото: Autonews.ru Техосмотр 1 марта 2022 С 1 марта техосмотр заработал по новым правилам. Мы его прошли (неудачно)

В протоколе будет полный перечень поломок и недостатков, которые должен будет устранить водитель. СТС у него на этом этапе не забирают.

Далее у автомобилиста будет 7 дней на ремонт. За это время водитель должен будет починить машину и затем приехать на официальный пункт техосмотра для проверки. По словам Мишурова, полностью проходить ТО не потребуется, так как контролировать будут именно те неисправности, которые обнаружил инспектор. По такой логике, никаких других неисправностей технические эксперты искать не должны.

После проверки оператор подгружает информацию в информационную систему о том, что запрещение к эксплуатации можно снимать. И никуда, например в ГИБДД, ехать уже не надо. Запрет в ГИБДД снимут автоматически.

Изначально водителю хотели дать всего восемь часов на ремонт и поездку на техосмотр. Однако в ГИБДД обратили внимание, что водителю может не хватить этого времени.

Фото: Autonews.ru
Фото: Autonews.ru

Но есть и второй вариант развития событий: если за 7 дней водитель не устраняет проблемы, то при повторной остановке инспектором ГИБДД будут изымать СТС.

«Это уже не добропорядочный водитель, который демонстрирует праовой нигилизм, — заявил Мишуров. — Это уже злостный нарушитель, который угрожает остальным участникам дорожного движения».

В тексте законопроекта, который есть в распоряжении Autonews.ru, указана следующая формулировка: «В случае, если транспортное средство участвует в дорожном движении по истечении семи дней с момента запрещения его эксплуатации, то свидетельство о регистрации подлежит изъятию». Кроме того, сведения об изъятии СТС при запрещении его эксплуатации станет еще одним поводом для отказа в совершении регистрационных действий с автомобилем.

Насколько это большая проблема — неисправные автомобили

Согласно статистике, ежегодно в ГИБДД в среднем фиксируют около 3 млн нарушений, связанных с техническими неисправностями транспортных средств. В них входят как самые грубые (неисправность тормозов, рулевого управления и тягово-сцепных устройств), так и более мелкие: проблемы со светом и тонировкой.

В случае грубых неисправностей в ГИБДД уже сейчас могут задержать автомобиль и отправить его на спецстоянку до устранения проблем. Согласно правилам, водитель должен забрать машину на эвакуаторе и отвезти на сервис.

По словам Мишурова, предложенный механизм более демократичен по отношению к водителям по сравнению с зарубежной, более жесткой практикой.

«Мониторинг показал, что большинство стран действует крайне жестко. Чаще всего документы на автомобиль изымают на месте, а сам автомобиль отправляют на станцию техобслуживания. Минтранс предлагал именно эту схему с принудительной отправкой ТС на ремонт. Но у нас большая география и этот подход мог породить злоупотребления на местах», — сообщил представитель ГИБДД.

Когда в ГИБДД будут запрещать эксплуатацию автомобиля

Предложенные ГИБДД меры вызвали дискуссии среди участников профессионального сообщества. Например, заместитель председателя комиссии по безопасности и взаимодействию с ОНК Общественной палаты России Александр Холодов предположил, что водители могут столкнуться с проблемами с прекращением права эксплуатации за тонировку, примерзшие стеклоочистители или отлетевшую от колеса гайку.

Фото: РБК
Фото: РБК

Депутат Законодательного Собрания Санкт-Петербурга Алексей Цивелев опасается, что инспекторы будут гоняться в основном за тонировкой. Кроме того, он обратил внимание, что автомобили и запчасти подорожали настолько, что подобные меры водители будут воспринимать как репрессии.

«Половина запчастей попадает под новые санкции. Дефицит оказался существенным. Может оказаться, что через год на дорогах будут автомобили без бампера или лобового стекла», — сказал Алексей Цивелев.

В свою очередь председатель правления Союза автосервисов Александр Пахомов напомнил о дефиците автозапчастей в России. По его словам, объем российского рынка автозапчастей составляет около 1,3 триллиона рублей или порядка 16 млрд евро.

Однако, как напомнили в ГИБДД, запрет эксплуатации предусмотрен только в узком перечне случаев, который уже также обсудили с профильными ведомствами и участниками отрасли.

Фото: РБК
Фото: РБК

Этот перечень также есть в проекте документа, о котором писал Autonews.ru.

Среди них:

  • неисправности тормозной системы;
  • неисправности рулевого управления;
  • неисправности фар ближнего и дальнего света;
  • неисправности сигналов торможения;
  • неисправности габаритных огней;
  • неисправности указателей поворота;
  • неисправности механизмов фиксации бортов грузового транспорта;
  • неисправности запорных устройств топливных баков;
  • несоответствия установленным требованиям шин и колес;
  • неисправности удерживающих систем пассивной безопасности;
  • внесения изменений в конструкцию транспортного средства.

Важно, что если выявленные неисправности незначительны, то запрета эксплуатации не последует. Водителя не будут строго наказывать за отсутствие медицинской аптечки, неисправность противотуманных фар и задних противотуманных огней, проблемы со стояночными и дневными ходовыми огнями, за неисправность противоугонного устройства и отсутствие опознавательных знаков таких как «Перевозка детей» и прочее.

Когда нововведение заработает

Согласно пояснительной записке к документу, он учитывает все замечания Минтранса и Государственно-правового управления президента и уже получил одобрение Комиссии правительства по законопроектной деятельности. Проект федерального закона согласован рабочими группами по реализации механизма «регуляторной гильотины» в сферах безопасности дорожного движения и автомобильного транспорта. В том числе от экспертного и делового сообщества. И одобрен подкомиссией по совершенствованию контрольных и разрешительных функций федеральных органов исполнительной власти при Правительственной комиссии по проведению административной реформы.

Чтобы изменение заработало с 1 марта 2023 года, нужно до конца ноября 2022 года в текущем законодательстве утвердить несколько обновлений. Хотя не исключено, что документ примут в Госдуме, но в силу он вступит позже.