В Госавтоинспекции раскрыли подробности нового законопроекта, согласно которому водителей на автомобилях с неисправностями будут отправлять на принудительный техосмотр, а при отказе от него — забирать СТС. Обсуждение законопроекта, о котором ранее одним из первых написал Autonews.ru, состоялось в Общественной палате России. Как рассказал начальник управления надзорной деятельности ГУОБДД МВД России Роман Мишуров, документ уже прошел необходимые проверки от профильных ведомств и внесен на рассмотрение на подкомиссию в правительство России.
Предложенная схема такова. Инспектор ГИБДД выявляет неисправность и пишет протокол по ч.1 ст. 12.5. КоАП «Управление транспортным средством при наличии неисправностей или условий, при которых эксплуатация транспортных средств запрещена…», которая предусматривает штраф 500 рублей.
Либо по ст. 27.13 КоАП — за управление транспортным средством с заведомо неисправной тормозной системой или рулевым управлением. За это не только штрафуют на 500 рублей, но и задерживают автомобиль. Машину перемещают на специализированную стоянку до устранения причины задержания. Получается, что водитель должен забрать свой автомобиль на эвакуаторе и починить.
В протоколе будет полный перечень поломок и недостатков, которые должен будет устранить водитель. СТС у него на этом этапе не забирают.
Далее у автомобилиста будет 7 дней на ремонт. За это время водитель должен будет починить машину и затем приехать на официальный пункт техосмотра для проверки. По словам Мишурова, полностью проходить ТО не потребуется, так как контролировать будут именно те неисправности, которые обнаружил инспектор. По такой логике, никаких других неисправностей технические эксперты искать не должны.
После проверки оператор подгружает информацию в информационную систему о том, что запрещение к эксплуатации можно снимать. И никуда, например в ГИБДД, ехать уже не надо. Запрет в ГИБДД снимут автоматически.
Изначально водителю хотели дать всего восемь часов на ремонт и поездку на техосмотр. Однако в ГИБДД обратили внимание, что водителю может не хватить этого времени.
Но есть и второй вариант развития событий: если за 7 дней водитель не устраняет проблемы, то при повторной остановке инспектором ГИБДД будут изымать СТС.
«Это уже не добропорядочный водитель, который демонстрирует праовой нигилизм, — заявил Мишуров. — Это уже злостный нарушитель, который угрожает остальным участникам дорожного движения».
В тексте законопроекта, который есть в распоряжении Autonews.ru, указана следующая формулировка: «В случае, если транспортное средство участвует в дорожном движении по истечении семи дней с момента запрещения его эксплуатации, то свидетельство о регистрации подлежит изъятию». Кроме того, сведения об изъятии СТС при запрещении его эксплуатации станет еще одним поводом для отказа в совершении регистрационных действий с автомобилем.
Насколько это большая проблема — неисправные автомобили
Согласно статистике, ежегодно в ГИБДД в среднем фиксируют около 3 млн нарушений, связанных с техническими неисправностями транспортных средств. В них входят как самые грубые (неисправность тормозов, рулевого управления и тягово-сцепных устройств), так и более мелкие: проблемы со светом и тонировкой.
В случае грубых неисправностей в ГИБДД уже сейчас могут задержать автомобиль и отправить его на спецстоянку до устранения проблем. Согласно правилам, водитель должен забрать машину на эвакуаторе и отвезти на сервис.
По словам Мишурова, предложенный механизм более демократичен по отношению к водителям по сравнению с зарубежной, более жесткой практикой.
«Мониторинг показал, что большинство стран действует крайне жестко. Чаще всего документы на автомобиль изымают на месте, а сам автомобиль отправляют на станцию техобслуживания. Минтранс предлагал именно эту схему с принудительной отправкой ТС на ремонт. Но у нас большая география и этот подход мог породить злоупотребления на местах», — сообщил представитель ГИБДД.
Когда в ГИБДД будут запрещать эксплуатацию автомобиля
Предложенные ГИБДД меры вызвали дискуссии среди участников профессионального сообщества. Например, заместитель председателя комиссии по безопасности и взаимодействию с ОНК Общественной палаты России Александр Холодов предположил, что водители могут столкнуться с проблемами с прекращением права эксплуатации за тонировку, примерзшие стеклоочистители или отлетевшую от колеса гайку.