branding imagebranding image
РБК АВТО
Топливо Алина Распопова
Подписаться на Telegram-канал

Автомобилисты просят власти о поблажках: список того, что могут изменить

Перечень мер для поддержки водителей и автобизнеса составили в Национальном автомобильном союзе. Там просят правительство снизить акцизы на бензин, отменить обязательную систему ЭРА-ГЛОНАСС и техосмотр
Фото: Konstantin Kokoshkin / Global Look Press
Фото: Konstantin Kokoshkin / Global Look Press

Перечень мер для поддержки автомобилистов и отрасли в целом на фоне подорожания машин, запчастей и логистических услуг составили в Национальном автомобильном союзе (НАС). Обращение (имеется в распоряжении Autonews.ru) уже направили на имя председателя правительства Михаила Мишустина.

Снижение акцизов на топливо

Первым делом в НАС предложили снизить ставки акциза на бензин и дизельное топливо на 50%. А затем установить государственное регулирование цен на сжиженный углеводородный газ, которым заправляют газовое оборудование. В НАС полагают, что такое альтернативное топливо должно стоить не более 50% от цены литра бензина АИ-92. Также эксперты считают необходимым отменить обратный акциз на СУГ и ввести на это топливо экспортную пошлину 15%.

По словам главы НАС Антона Шапарина, такие меры бюджетной поддержки позволят снизить издержки в экономике, уменьшат расходы домохозяйств на транспорт, окажут позитивное воздействие на темпы роста экономики.

Фото: Shutterstock Угоны 11 марта 2022 В России ждут всплеска автоугонов: какие машины находятся в зоне риска
Фото: Кирилл Зыков / АГН «Москва» Страховка 11 марта 2022 «Теперь любое ДТП — это катастрофа». Что будет с ценами на ОСАГО и каско

«Сжиженный углеводородный газ использует как минимум 4 млн российских автовладельцев, — рассказал Антон Шапарин Autonews.ru. — Его используют автовладельцы, пытающиеся сэкономить. А экспортная пошлина нужна для ограничения вывоза данного вида топлива, чтобы избежать его дефицита».

Постоянное обновление цен на запчасти в справочниках для ОСАГО

По оценкам участников рынка, стоимость автомобильных запчастей выросла за последнее время на 30-50%. Это связано с возникшем дефицитом и падением курса рубля. При этом цены на автозапчасти в справочниках в системе ОСАГО пока остаются неизменными.

В итоге, если водители соглашаются на денежную выплату или у страховой просто не окажется возможности провести ремонт у партнерских СТО, денег на восстановление по ОСАГО может не хватить. Ведь цены на запчасти в справочниках указаны по старым расчетам. В Российском союзе автостраховщиков и Центробанке сейчас работают над новой методикой расчетов, а новые справочники опубликуют 19 марта.

Фото: Autonews.ru
Фото: Autonews.ru

Однако в НАС предлагают ежемесячно обновлять цены в этих справочниках чтобы они отвечали реалиям рынка.

«Стоимость запчастей справочниках, которые используют для расчетов размер выплат по ОСАГО, драматически занижена. В итоге потерпевшая в ДТП сторона получает до 20-30% от стоимости восстановительного ремонта», — считает Шапарин.

Полная отмена техосмотра

Прохождение техосмотра стало необязательным для большинства автомобилистов-частников с конца 2021 года. Тем не менее, в некоторых случаях диагностическая карта все-таки потребуется.

Например, при перерегистрации машины старше четырех лет в ГИБДД. Ранее эксперты уже высказали опасения, что ремонт даже мелких поломок на фоне дефицита запчастей может стать настоящей проблемой.

Упрощение требований к ввозимым автокомпонентам

Чтобы открыть автомобилистам доступ к более доступным запчастям, в Союзе предлагают перестать ориентироваться на ряд избыточных, по их мнению, международных требований к компонентам и автомобилям, включая Правила ЕЭК ООН, а также отказаться от ряда положений Техрегламента 018/2011.

«Россия в прошедшие годы взяла на себя избыточные технические обязательства: целый ряд требований, установленных Правилами ЕЭК ООН, не действует в Германии, но действует в России. Поэтому сертификация и проверка выполнения этих требований очень больно ударили и по поставщикам компонентов, и по автопроизводителям. В кризисной ситуации эти правила нужно отменять, а требования — упрощать», — считает Шапарин.

Отказ от обязательной системы ЭРА-ГЛОНАСС

Система ЭРА-ГЛОНАСС — обязательный компонент при локализации автомобилей в России. Она отвечает за информирование экстренных служб о происшествии — нажав кнопку автомобилист может вызвать помощь даже находясь в отдаленном регионе.

На фоне дефицита автокомпонентов правительство ранее уже разрешило временно выпускать машины без «тревожной кнопки», с обязательством доустановить систему позже. Однако в НАС предложили вовсе сделать систему необязательной.

Фото: Autonews.ru
Фото: Autonews.ru

«Систему используют крайне редко. За шесть лет работы было сделано всего 145 тысяч реальных вызовов. При том, что в России каждый год продают более 1 млн новых автомобилей. Сейчас стоимость установки одной кнопки составляет более 100 тыс. рублей», — отметил Шапарин.

Автомобильные стартапы и экспорт

На фоне серьезных перебоев с поставками автокомпонентов и сложного электрооборудования, в НАС предлагают форсировать развитие российских стартапов в сфере автопрома. Эксперты предлагают дать таким предприятиям доступ к налоговым льготам, прямым субсидиям и кредитам по сниженным ставкам. Параллельно в НАС считают нужным развивать направление экспорта автомобилей из России для развивающихся стран.

«Наши автозаводы справятся с производством аналогов бюджетных Tata Nano и других простых автомобилей для рынков Азии, Африки, Латинской Америки, — уверен Шапарин. — Сейчас на этом рынке работают китайские, индийские, малазийские игроки. Они предлагают не самые технологичные решения, но их автомобили дешевы и просты в ремонте и обслуживании».

По оценке Шапарина, себестоимость производства в России за счет более низких цен на энергию и стоимость рабочей силы более выгоднее, чем в Китае и сравнима с ценами на производство в Индии. «При этом в России такие автомобили также найдут своего потребителя. Несмотря на низкое качество, дешевые автомобили будут способствовать омоложению парка автомобилей России», — считает эксперт.

Отмена сборов с грузовиков по системе «Платон»

Второй существенной мерой поддержки, по мнению НАС, может стать отмена системы взимания платы с грузовиков за проезд по федеральной трассе с помощью системы «Платон». Ее ввели, чтобы компенсировать ущерб, которые тяжелые фуры наносят дорожному полотну.

«Такие сборы приводят к удорожанию логистики. Следовательно, и к росту цен на все без исключения товары. Такая мера позволит добиться снижения инфляционного давления за счет удешевления логистической составляющей в товарах», — считают в Союзе.

Фото: platon.ru
Фото: platon.ru

Как уже сейчас поддерживают автопром и водителей

В Правительстве и Минпромторге уже предприняли несколько шагов, которые должны поддержать отрасль. Например, Правительство России внесло в Госдуму законопроект о повышении минимального порога стоимости легковых автомобилей, на которые распространяется так называемый «налог на роскошь». Документ предлагает повысить планку с нынешних 3 млн до 10 млн рублей.

«Помимо изменений, касающихся вкладчиков и заемщиков, в законопроекте есть норма о корректировке повышенного транспортного налога на дорогие автомобили. Теперь он будет начисляться на автомобили стоимостью от 10 млн рублей, а не от 3 млн рублей, как это было раньше», — говорится в документе.

Кроме того, в Минпромторге планируют дать автопроизводителям отсрочку на уплату утилизационного сбора до декабря 2022 года. Об этом Autonews.ru сообщили в пресс-службе ведомства. Соответствующий проект постановления уже внесен в правительство.