branding imagebranding image
РБК АВТО
Назад в СССР Мария Колесова
Подписаться на Telegram-канал

Какие машины выпускают в Северной Корее: «Свисток», «Кукушка» и другие

В самой закрытой стране планеты тоже ездят на машинах — и даже их производят. Разбираемся, как устроена автомобильная реальность Северной Кореи
Фото: Александр Демьянчук / ТАСС
Фото: Александр Демьянчук / ТАСС

Северная Корея — одна из самых загадочных стран. Политически и экономически изолированная от остального мира, практически закрытая от туристов, скованная мощной цензурой и пропагандой, вот уже много десятилетий живущая по своим собственным правилам. Достоверной и детальной информации о том, как все устроено в КНДР, крайне мало — и помимо прочего это касается автопрома. Но он там точно есть, пусть и весьма своеобразный.

По разным оценкам, на всю страну с населением в 26 млн человек производится от 40 до 50 тыс. автомобилей ежегодно — правда, в основном это военная техника, грузовики и автобусы.

Сопоставимые цифры приводятся и в отношении легковых автомобилей, только здесь речь уже не о ежегодных тиражах — это вообще все машины, находящиеся в КНДР. Тем не менее, в республике работает как минимум три автомобильных завода.

Sungri

Первая автомобильная фабрика Северной Кореи была основана в городе Тхонъён в 1950 году, но выпуск серийной продукции стартовал только восемь лет спустя. И эта продукция хорошо знакома каждому знатоку советского автопрома, ведь под названием Sungri-58 в КНДР начали собирать «газоны», грузовики ГАЗ-51. Через три года была освоена и полноприводная версия Sungri-61, которая представляла аналог ГАЗ-63 из СССР.

Sungri 61NA
Sungri 61NA (Фото: autowp.ru)

Собственно, эти грузовики выпускаются до сих пор — с течением лет они проходили через доработки, получили собственное оформление кабины, но техническая основа не слишком отличается от советских разработок почти восьмидесятилетней давности. За одним исключением: бензина в Северной Корее мало, поэтому значительная часть выпущенных Sungri оборудована газогенераторными установками — проще говоря, ездят они на дровах.

Фото: Inter-Korean Summit Press Corps / AFLO / Global Look Press Статьи 27 апреля 2020 Ким Чен Ын и его автомобили. На чем ездят в Северной Корее
Фото: Дмитрий Ефремов / ТАСС Статьи 26 апреля 2019 От Lada до Rolls-Royce: все машины Ким Чен Ына

Там же, на Sungri, производились лицензионные копии нашей «Победы» под названием Achimkoy («утренний цветок»), но тиражи и годы выпуска установить не представляется возможным. Известно лишь, что такие машины с корейскими шильдиками ездят по дорогам КНДР, равно как и «Волги» всех мастей — от ГАЗ-21 до ГАЗ-3102. Но в этом случае речь, скорее всего, идет об импорте.

Pyongsang

Еще один завод, тесно связанный с советским автомобильным наследием, находится в городе Пхёнсон. В 1968 году здесь освоили производство аналога внедорожника ГАЗ-69 под названием Kaengsaeng 68NA, хотя несколько лет до этого такие автомобили выезжали из ворот того же Sungri.

Как и в случае с «газоном», северокорейский «козлик» подвергался различным модификациям: например, на его основе строились грузовые версии, а в 1985 году появилась модель Kaengsaeng 85 с новым тентованным кузовом, напоминающим советский УАЗ.

Kaengsaeng 68NA
Kaengsaeng 68NA (Фото: chinesecars.net)

К слову, у «восемьдесят пятого» были не только армейские, но и гражданские версии — уже со стальной крышей. А еще в семидесятых годах Pyongsang выпускал легковые седаны Paektusan — рублеными формами они походили на ГАЗ-24, но техническая основа была от «двадцать первой», если вообще не от «Победы».

Paektusan
Paektusan (Фото: koryogroup.com)

Грузовики на предприятии Pyongsang тоже делали — под названием Taepaksan. Выглядят они как неаккуратные копии ЗИЛ-130. Но в этом случае достоверных сведений о покупке советских лицензий нет: возможно, речь идет именно о «пиратских» версиях.

Ну, а самая курьезная история связана с попыткой воспроизвести Mercedes-Benz 190E — как минимум один был ввезен в КНДР, а с него была сделана копия. Если попытаться привести разрозненные данные к общему знаменателю, то выйдет, что под капотом получившегося Kaengsaeng 88 стоял мотор от ГАЗ-21, климатическая система и усилитель руля отсутствовали, а стекла не опускались. Словом, тот случай, когда машина не пошла в серию — и слава Богу.

Kaengsaeng 88
Kaengsaeng 88 (Фото: twitter.com / evshift)

Pyeonghwa

Новейший и крупнейший автозавод КНДР был основан в городе Нампхо в 1998 году. Причем это предприятие создавалось совместно с южнокорейской «Церковью объединения», которая, в свою очередь, имела связи с вьетнамской компанией Mekong Motors. А та, помимо прочего, производила лицензионные «Фиаты». Отсюда и выбор дебютных моделей.

Pyeonghwa Huiparam
Pyeonghwa Huiparam (Фото: wroom.ru)

«Свисток» (так переводится название Huiparam) представлял собой Fiat Palio/Albea — в свое время такие машины продавались в России и даже производились в Набережных Челнах.

Ну, а «Кукушкой» (Ppeokkugi) прозвали фургончик Fiat Doblo. Правда, производство «итальянцев» продлилось недолго — возможно потому, что лицензию корейскому предприятию никто не продавал, а «вьетнамская схема» вызывала много вопросов.

Поэтому следующие «Свистки» — Huiparam II и Huiparam III — были сделаны на основе китайских легковушек Brilliance. Точнее, они отличались от исходников разве что шильдиками. А «Кукушек» вообще развелось великое множество: под одним именем, но с разными индексами производились внедорожники и пикапы от китайской SG Automotive — Huanghai Landscape, Plutus и прочие. Тут стоит отметить, что они, в свою очередь, копировали корейские, японские и даже американские машины, а о качестве инжиниринга и сборки говорить и вовсе не приходится.

Pyeonghwa Ppeokpuggi
Pyeonghwa Ppeokpuggi (Фото: wroom.ru)

К тому же, доподлинно не известно, что именно подразумевается под локальным производством на заводе Pyeonghwa. Возможно, речь идет о крупноузловой сборке из импортированных машинокомплектов. Рассчитана фабрика вроде бы на 10 000 машин в год, но, согласно немногим доступным отчетам, тиражи никогда не превышали нескольких сотен штук.

Тем не менее, в 2013 году на Пхеньянской международной выставке Pyeonghwa продемонстрировала аж 36 «новых» моделей, которые являлись китайскими Brilliance, FAW, BYD и так далее, только с другими шильдиками. Затесалась в эти ряды даже Lada Xray.

Кроме того, в 2018 году из КНДР пришла информация о запуске автомобильного бренда Naenara — так же называется официальный портал, где для внешнего мира публикуется информация о северокорейских достижениях. На единственной сопутствующей картинке были изображены шесть автомобилей — от седана до микроавтобуса — которые также являлись китайскими FAW с другими шильдиками. Никаких подтверждений тому, существуют ли эти модели на самом деле, на данный момент нет.

Naenara
Naenara (Фото: doisongphapluat.com)

На чем еще ездят в КНДР

По правде говоря, на чем попало. Например, здесь до сих пор встречаются седаны Volvo 144: в 1973 году в Северную Корею из Швеции была отправлена партия из тысячи автомобилей, за которые правительство так и не заплатило. С учетом пеней долг теперь составляет более трехсот миллионов долларов — хотя шведы больше шокированы тем, что машины до сих пор в строю.

Ввозились в КНДР и наши «Приоры» с «Нивами», а на редких кадрах с улиц северокорейских городов можно увидеть множество японских автомобилей разных лет, включая вполне современные «Лексусы».

Северная Корея. Пхеньян. Автомобили на одной из улиц города.
Северная Корея. Пхеньян. Автомобили на одной из улиц города. (Фото: Валерий Шарифулин / ТАСС)

Как они туда попали в условиях изоляции — тайна, покрытая мраком. Да и тонкости частного автовладения по-северокорейски толком не исследованы: известно, что для обычного гражданина это практически невозможно. Но, видимо, способы находятся — как и в СССР, некоторые оказываются равнее других.

Наконец, нельзя обойти вниманием автопарк первого лица государства, Ким Чен Ына. Известно, что у него во владении есть несколько лимузинов Mercedes-Benz S-Class в кузовах W220 и W221 (от которых Штутгарт категорически открещивается), «Майбахи», как минимум один Rolls-Royce Phantom. А всего, по слухам, у северокорейского лидера более 800 машин. Значительная часть которых, судя по всему, ввезена нелегально — ведь официальных каналов импорта автомобилей в КНДР попросту не существует.