В условиях приостановки деятельности многих зарубежных брендов на территории России все сильнее встает вопрос альтернативы. Самый очевидный вариант — наращивание поставок из Китая, но есть и другие страны с собственным автопромом, которые пока не вводили санкции против России. Вот какие автомобили имеют шансы в скором времени оказаться на наших дорогах.
Iran Khodro
Автомобили этой марки уже продавались в России — речь о седанах Samand, построенных на платформе Peugeot 405 родом из конца 1980-х. В 2006 году они успеха не снискали, но с тех пор иранцы периодически обозначали желание вернуться, привозя свою продукцию на различные выставки: последний раз это было на «Интеравто» в 2021 году. Вполне возможно, что теперь, наконец, наступает подходящий момент.
Между прочим, Samand до сих пор в строю — производится он параллельно с более современной моделью Dena, построенной на той же технической базе. Кроме того, в линейке иранского производителя есть седанчик Runna, представляющий собой немного измененный Peugeot 206, а в прошлом году дебютировала еще и модель Tara, которую с некоторой натяжкой можно даже считать актуальной.
Дело в том, что Iran Khodro Tara — это вариация на тему бюджетных седанов Peugeot 301 и Citroen C-Elysee: их производство стартовало в 2012 году и продолжается до сих пор. К слову, они также предлагались в России, но проиграли битву другим «бюджетникам». Технически Tara не представляет ничего особенного: передний привод, McPherson спереди, балка сзади, 1,6-литровый атмосферник на 113 сил, механика и автомат на выбор.
Но выручить может привлекательный ценник: на выставке «Интеравто» в минувшем августе представители Iran Khodro говорили, что машина в максимальной комплектации будет стоить 1,1 млн руб. Разумеется, сегодня эта цель уже не реалистична, но для сравнения можно взять Hyundai Solaris: в августе 2021 года его топовая версия стоила 1,3 млн руб., а с тех пор официальные цены выросли примерно на 300 тысяч.
SAIPA
Второй заметный автопроизводитель Ирана также тесно связан с Францией: предприятие SAIPA было организовано в 1965 году для лицензионной сборки «Ситроенов», хотя за последующие десятилетия там выпускались автомобили Renault, Nissan, Opel и много какие еще, включая даже Cadillac. Сейчас в ассортимент компании входят китайские малолитражки Brilliance, а также несколько самостоятельных моделей.
Самые свежие из них — седаны Shahin и Aria, построенные на модифицированной «платформе B», которую использовала Toyota до перехода на глобальную архитектуру TNGA. Таким образом, ближайший родственник этих «иранцев» — Toyota Yaris, хотя очевидных параллелей не прослеживается ни в дизайне, ни в оформлении интерьера.
Есть и кое-что попроще — субкомпактная SAIPA Saina, по сути продукт глубокого рестайлинга модели SAIPA Tiba (построена на древней «тележке» Kia Pride, пусть и со множеством модификаций). Двигатель, к слову, тут тоже сделан по корейской лицензии — это старая 1,5-литровая «четверка» мощностью 88 л.с. Иными словами, перед нами что-то вроде Lada Granta, только по-ирански.
Tata Motors
Вторая воздержавшаяся от санкций страна с достаточно хорошо развитым автопромом — это Индия, где есть сразу два крупных концерна. В России (да и в мире) лучше знают Tata: эта компания в свое время выпустила модель Nano, носившую титул самой дешевой машины планеты при изначальной цене всего в 1500 долларов. А еще «Тате» принадлежат Jaguar и Land Rover: индийский производитель по сути спас британцев от банкротства, при этом сохранив их самостоятельность
При этом собственных моделей у компании хоть отбавляй: актуальная линейка состоит из трех легковушек и четырех кроссоверов, не считая электромобилей. Самым ярким стоит признать компактный хэтчбек Altroz с динамичным и даже дерзким дизайном.
Хотя в российских реалиях актуальнее будет мини-кроссовер Tata Punch, построенный на той же платформе и дизайном напоминающий Renault Kwid. В длину машинка не достигает даже четырех метров, поэтому трехцилиндрового 85-сильного мотора ей должно вполне хватать, но главное здесь цена: за базовую версию в Индии просят 550 тысяч рупий, то есть около 760 тыс. руб. по текущему курсу.
На другом полюсе — кроссовер Tata Harrier, который может стать заменителем Jaguar Land Rover. Дело в том, что в основе здесь платформа D8, на которой построены Evoque и Discovery Sport первого поколения, а также Jaguar E-Pace.
Правда, мотор неожиданный — это лицензионный двухлитровый дизель Multijet мощностью 140 лошадиных сил, разработанный итальянцами из Fiat. Да и фирменного полного привода JLR в «Харриере» не найти: ради удешевления заднюю многорычажку поменяли на скручивающуюся балку, а ведущие колеса оставили только спереди. Зато цены, в пересчете на рубли, начинаются от двух миллионов, а за семиместную разновидность под названием Tata Safari просят на 100 тысяч больше.
Mahindra
Чуть дешевле, от 1,8 млн руб. по текущему курсу, в Индии стоит кроссовер Mahindra XUV700, представленный только в прошлом году. По размерам (4,7 метра от носа до хвоста) он сопоставим с Tata Safari и играет в том же классе, что Nissan X-Trail и Mitsubishi Outlander. Причем полный привод здесь предусмотрен, а линейка двигателей и вовсе вызывает уважение: доступен бензиновый двухлитровый турбомотор мощностью 200 л.с. или дизель 2.2 (155 либо 185 сил).