Новый рейтинг угонозащищенности 18 популярных моделей автомобилей из разных ценовых сегментов и классов представил Всероссийский союз страховщиков (ВСС). Автомобили для исследования были выбраны произвольно, вне зависимости объемов продаж на российском рынке. Как объяснили авторы исследования, водители смогут опираться на эту информацию при выборе машины и оснащении автомобиля дополнительными противоугонными устройствами.
В свою очередь страховщикам эти данные пригодятся, как возможный дополнительный критерий при оценке стоимости полиса каско — ведь чем чаще определенную модель угоняют, тем дороже ее застраховать. Как рассказали в Союзе, исследование будет актуально на фоне новых рыночных условий, когда цены на автомобили и запчасти постоянно растут. «Угнанные автомобили будут разбирать на запчасти, которых сейчас не хватает на рынке», — предупредил представитель ВСС Михаил Порватов.
Как эксперты рассчитывали угоняемость моделей
Эксперты провели испытания в соответствии с методическими материалами «Критерии и методика оценки эффективности штатной защиты автомобиля от угона», разработанными ВСС. Проверку организовали по трем основным направлениям: испытания защищенности автомобиля от несанкционированного проникновения, испытания блокиратора рулевого вала или стояночного тормоза и проверка защищенности автомобилей от изменения идентификационных номеров и от несанкционированного изготовления дубликата ключей.
Максимальное итоговое количество баллов, которые могли получить участники — 1000 баллов с учетом всех параметров.
Оценивая угонозащищенность моделей от несанкционированного проникновения, эксперты протестировали работу дверей кузова, капота, крышки багажника, остекления кузова, оценили эффективность штатной сигнализации.
Проверка защищенности автомобиля от несанкционированного запуска двигателя и движения включала тестирование штатного иммобилайзера, а также блокиратора рулевого вала и стояночного тормоза.
В завершение эксперты оценили эффективность защиты идентификационного номера автомобиля (VIN-номера), номеров на силовых агрегатах и на других запчастях. На основании данных по трем исследованиям эксперты определили средний показатель и выявили лидеров.
Кроме того, эксперты составили пары из моделей-конкурентов, чтобы выяснить, какой производитель лучше следит за безопасностью своих моделей. В частности, Lexus ES (809 баллов) оказалось угнать сложнее, чем Audi A6 (623 балла). Kia Sorento (592 балла) немного обогнал Skoda Karoq (546 баллов), а Skoda Octavia (760 баллов) обошла Toyota Corolla (651 балл).
Итоговый результат вынесли в отдельную таблицу, выявив абсолютных лидеров и аутсайдедров. Согласно выводам, самими защищенными (в порядке возрастания) оказались Skoda Octavia, Lexus RX и Lexus ES. А наименее — Lada Vesta, Renault Logan и Renault Sandero.
Какими лазейками пользуются угонщики
О том, что производители могут лучше защищать свои автомобили (и далеко не всегда дорогими способами), рассказал один из авторов исследования, представитель Центра исследований автомобилей и транспортных систем Дмитрий Шабунин. По его словам, в пяти случаях из исследуемых 18 автопроизводители отказались от такой функции, как блокировка рулевого вала в пользу блокировки стояночного тормоза. При этом в случае некоторых моделей обойти эту защиту для угонщиков не составляет труда.
«При срабатывании системы блокировки тормозов у многих есть пробелы в защите. В некоторых случаях можно просто подлезть под автомобиль, снять фишку и подать разряд 12 вольт на электромоторчик. И тормоз будет разблокирован. Поэтому даже самые современные системы нужно постоянно обновлять», — отметил Шабунин.
Еще одной слабостью штатных система защиты эксперт развал работу замка капота. Дело в том, что обычно противоугонные системы располагаются как раз под капотом, поэтому этот пункт так важен. Оказалось, что две модели Lada проявили себя здесь совершенно по-разному. У одной замок оказался отлично защищен — подлезть под него специальным устройством и открыть капот не получится. А вот во втором случае выяснилось, что с помощью обычной проволоки капот можно открыть за несколько секунд. Выходом тут может стать, по оценке Шабунина, дополнительный усилитель для замка капота.
Еще один популярный способ угона — это отжимание двери с помощью специальной надувной подушки. Угонщики используют его, чтобы не нарушать личинку замка и не разбивать стекла. Работает схема так: в проем между дверью и кузовом угонщики вставляют резиновую подушку, надувают ее, потом просовывают через появившееся отверстие проволоку и нажимают кнопку открытия дверей.
Дополнительной защитой от таких ситуаций может стать, по мнению эксперта, функция «dead lock» или, как ее еще называют, функция двойного запирания двери. Работает она так: даже если угонщикам снаружи получится нажать кнопку открытия двери при помощи какого-то устройства. например, проволоки, машина все равно не откроется до тех пор, пока она «стоит на охране». Автомобили с такой функцией получили больше баллов по сравнению с остальными.
Защита мотора
Разобрали тестировщики и способы защиты двигателей. Дело в том, что иногда угонщики решают сэкономить время на не тратить время на разблокировку иммобилайзеров и пытаются сразу вторгнуться в электронную систему автомобиля. Для этого они приносят свои блоки управления, на сленге — «мозги» и подключают их к машине. Так можно отдать любую команду. Подключаться злоумышленникам в таком случае нужно через блоки управления двигателем.
«Эти блоки можно очень просто защитить. Если корпус блока металлический, то можно закрепить его с помощью островных болтов, что увеличит время на демонтаж. Либо можно сам блок корпуса управления двигателем закрыть дополнительным пластиком. Это простое решение, которое повышает угонозащщищенность», — дал совет Шабунин.
Как следует из исследований, многие производители стали чаще использовать противоугонную маркировку деталей. Специальные точки они наносят по всему автомобилю. С их помощью можно прочитать VIN-номер или код автомобиля, сравнить данные и удостовериться, что автомобиль не угнан.
Будут ли автопроизводители что-то улучшать в штатных противоугонных системах
Ранее ни один из представленных в предыдущих рейтингах автобрендов официально не отреагировал на исследования. Как признали в Центре исследований автомобилей и транспортных систем, решения об изменениях в противоугонном оснащении принимают на уровне штаб-квартир и на это требуется время. Тем не менее, многие производители стараются улучшать штатную защиту автомобилей и чаще прибегают к той же маркировке.