branding imagebranding image
РБК АВТО
Закон и ПДД Алина Распопова
Подписаться на Telegram-канал

За что в России будут конфисковывать автомобили: все нюансы

Законопроект о повышенной ответственности за управление автомобилем водителями, которых лишили прав, готов и будет рассмотрен в Совете Госдумы. Документ поддержали Верховный Суд и МВД. Как будут наказывать водителей?
Фото: Autonews.ru
Фото: Autonews.ru

Законопроект об уголовной ответственности за повторное управление автомобилем без прав и конфискацию машин при нарушении запрета готов и скоро поступит на рассмотрение в Совет Думы. Об этом сообщила автор документа вице-спикер Госдумы, депутат фракции Ирина Яровая. По ее словам, законопроект поддержали Верховный суд, МВД и Минюст.

Это означает, что совсем скоро документ внесут на рассмотрение в парламент — при такой серьезной поддержке со стороны профильных ведомств можно ожидать, что документ быстро дойдет до слушаний в Госдуме.

Когда водителю будет грозить уголовный срок и конфискация

Законопроект предлагает усилить административную ответственность за управление автомобилем без прав в третий раз. Как объяснила Яровая на расширенном заседании рабочей группы, схема следующая.

В первый раз автомобилиста по решению суда лишают права управлять транспортным средством. Такая ответственность предусмотрена за нетрезвое вождение, превышение скорости на 60-80 км/час, выезд на встречную полосу или управление автомобилем без госномеров.

Фото: Андрей Никеричев / АГН «Москва» Новости 2 марта 2022 ГИБДД рассказала, как выявляют в потоке лишенных прав водителей
Фото: Konstantin Kokoshkin / Global Look Press ГИБДД 17 апреля Лишение водительских прав в 2024 году. Таблица нарушений и все нюансы

Если такой лишенный прав водитель вновь сядет за руль, то ему как обычно придется заплатить штраф. Сейчас за такое нарушение штрафуют на 30 тыс. руб. Также ч.2. ст. 12.7 КоАП предусматривает административный арест на срок до 15 суток, либо обязательные работы на срок от 100 до 200 часов, но суды редко пользуются этими мерами.

Нововведения при их одобрении должны начинать работать на следующей стадии, если водитель-лишенец все равно сядет за руль. Сейчас, согласно закону, ему придется также заплатить штраф 30 тыс. руб. Эту сумму Яровая предлагает повысить до 100 тыс. руб.

«Когда водитель в третий раз подряд допускает грубое нарушение ПДД и садится за руль без прав, новая ответственность будет более финансово ощутима. Это будет уже третье серьезное правонарушение, однако мы даем водителю шанс на исправление», — объяснила Яровая.

Если же водитель допустит уже четвертое нарушение подряд, в третий раз сядет за руль без прав и совершит грубое правонарушение, то ему грозит уголовная ответственность и конфискация автомобиля.

«Количество упредительных мер не может быть бесконечным. Иначе их можно оценивать как поощренные к правонарушению. Уголовная ответственность, последует, когда мы понимаем, что водитель умышлено и осознано садится за руль и пренебрегает всеми правилами безопасности. Также автомобилиста ждет конфискация автомобиля. Нарушителя оставят без источника повышенной опасности. Ведь автомобиль в таком случае становится орудием преступления», — объяснила Яровая.

Как уточнила Яровая, конфисковывать транспортное средство по решению суда планируют у тех водителей, кого привлекали к уголовной ответственности за вождение в состоянии опьянения, выезд на встречную полосу, значительное превышение скорости. А также тех, кого ранее неоднократно привлекали за вождение без прав.

Фото: РБК
Фото: РБК

Верховный суд, напомнила Ирина Яровая, поддержал предлагаемые изменения в законодательство.

Депутат напомнила данные статистики: только в первом полугодии 2021 года в суды поступило 52 607 дел по факту управления транспортными средствами лицами, лишенными водительских прав. В 2020 году был зафиксировано увеличение количества таких правонарушений на 25%, и наблюдается рост этой тенденции.

«Установление повышенной ответственности прежде всего призвано остановить правонарушителя — остановить тех, кто, не имея права на управление транспортным средством, садится за руль пьяным или устраивает гонки, уничтожая все на своем пути», — уверена вице-спикер Госдумы.

Подобный механизм наказания в виде конфискации автомобилей у нетрезвых водителей работает в Белоруссии. Там автомобили нарушителей выставляют на торги, а все вырученные от продажи средства направляют либо в казну государства, либо на счет лица, пострадавшего от действий нетрезвого водителя. При этом не имеет значения, чьим автомобилем управлял нетрезвый водитель: личным или зарегистрированным на другое физическое лицо.

Когда мера заработает и какие могут возникнуть сложности

Доклад о главных тезисах законопроекта Яровая планирует в ближайшее время направить на имя Председателя Госдумы Вячеслава Володина и в Совет Думы. Далее планируется принять решение о внесении законопроекта на рассмотрение в Госдуме.

Стоит напомнить, что предложения о конфискации автомобилей Госдуме звучат регулярно все последние годы. Например, в 2013 году партия ЛДПР предлагала законопроект, предполагающий конфискацию машины у тех, кто второй раз попался на этом нарушении. Также в законопроекте шла речь и о водителях, кто передал право управления нетрезвому лицу. Однако тогда депутаты признали, что идея нереализуема с юридической точки зрения.

Позже в Верховном Суде выступили с разъяснениями о том, что автомобиль, которым управляет нарушитель, может принадлежать другому человеку и тот не обязан отвечать за чужие проступки. Кроме того, ВС ранее пришел к выводу, что автомобиль нельзя считать орудием преступления в случае даже самых серьезных нарушений ПДД, поскольку происходят они из-за допущенной автомобилистом неосторожности.

Фото: Komsomolskaya Pravda / Global Look Press
Фото: Komsomolskaya Pravda / Global Look Press

Юрист Дмитрий Дугин обратил внимание на то, что водители уже рискуют получить уголовный срок по статье за повторное нетрезвое вождение. При этом он признал, что многих такая ответственность не останавливает. Оценивая возможное ужесточение ответственности за третье и четвертое грубое нарушение ПДД для «лишенцев», Дугин заявил, что коснется это нововведение «только небольшого количества отъявленных нарушителей».

«Видимо, идет тренд на ужесточения наказания за наиболее грубые и повторные нарушения ПДД. Коснется он лишь отдельных безответственных водителей, потому что таких злостных нарушителей на дорогах единицы. На мой взгляд, законодателям стоило бы обратить внимание на более массовые проблемы — например, езду без полисов ОСАГО. Таких водителей на дорогах тысячи и если они станут виновниками ДТП, то не все смогут покрыть ущерб из своего кармана», — считает Дмитрий Дугин.

Оценивая необходимость запуска такой меры как конфискация, Дугин заявил, что ее обоснованно вводить только в случае, если машина записана на юридическое лицо, занятое в перевозках — тогда у организации есть возможность проконтролировать состояние водителя, которому она доверяет свой транспорт. В случае же с частными лицами, как отметил юрист, собственник может передать машину близкому человеку или другу, а в итоге из-за ошибки другого человека остаться без машины.

«Также обращу внимание, что текущее административное законодательство позволяет лишать свободы водителей на срок до 15 суток. Однако суды считают эту меру более жесткой по сравнению с оформлением штрафов. Была история, когда судья прислушался к просьбам дальнобойщика и не лишил его прав, а назначил арест — в итоге в его отношении возбудили проверку», — рассказал юрист.