Как рассказали Autonews.ru в Ассоциации производителей дорожных комплексов «Око», практически во всех регионах России идет расширение и обновление парка комплексов фотовидеофиксации. И только порядка 10–15% всех новых комплексов пойдут на замену тем, что уже работают на дорогах.
Разбираемся, где появятся новые камеры, что они будут уметь и насколько их локализованное производство и разработка зависят от наложенных на Россию санкций.
Где появятся новые дорожные камеры
Развитие систем фотовидеофиксации идет во всех регионах страны в рамках реализации Национального проекта «Безопасные качественные дороги». Ее разработали для достижения нулевой смертности в результате ДТП.
В каждом регионе, как уточнили в «Око», число камер должно увеличиваться следующим образом: базовое количество камер в каждом отдельном регионе в 2017 году должно вырасти на 188% в 2023 году, на 211% в 2024 году и на 250% в 2030 году. По данным ГИБДД на конец декабря 2021 года, по всей России расположено 19,4 тыс. стационарных и 3,3 тыс. передвижных камер.
Как выяснил Autonews.ru, в 2022 году количество камер вырасти:
- в Санкт-Петербурге на 300 новых комплексов;
- в Тюменской области на 99 новых комплексов;
- в Свердловской области — минимум на 60 комплексов.
Кроме того, обновлением парка комплексов занимаются в Красноярском крае, Новосибирской, Амурской, Владимирской, Вологодской, Саратовской, Кировской, Курской, Орловской и Астраханской областях.
В Москве в 2022 году заменят 500 дорожных камер на комплексы с более современным функционалом. Замена камер связана с тем, что предыдущий пятилетний контракт по размещению и обслуживанию подошел к завершению. При этом общее количество комплексов в столице не изменится и составит около 3,5 тыс. штук. Места, где появятся камеры, определит ГИБДД.
Регионы с наибольшим количеством комплексов дорожных камер:
Производители дорожных камер также составили по просьбе Autonews.ru рейтинг оснащенности регионов дорожными камерами. В топ-5 вошли:
- Татарстан;
- Москва;
- Московская область;
- Краснодарский край;
- Свердловская область.
Какие нарушения умеют фиксировать камеры
На российских дорогах работают как старые комплексы фотовидеофиксации, так и современные. Одно из ключевых отличий современных моделей комплексов фото-видео фиксации от более ранних заключается в их технологичности.
«Самые первые комплексы могли фиксировали лишь превышение скоростного режима. Тогда как современные модели способны контролировать полосы движения в обоих направлениях и распознавать порядка 50 составов нарушений ПДД, в том числе сложных: ремень безопасности, не предоставление преимущества пешеходам и другие», — объяснили Autonews.ru в «Око».
Как ранее одним из первых сообщил Autonews.ru, современные дорожные комплексы умеют фиксировать не менее 59 составов нарушений. Такие данные о возможностях комплексов предоставили в Департаменте транспорта Москвы. И, как объяснил эксперт по фото-видеофиксации Григорий Шухман, все эти возможности доступны в любом регионе — достаточно обновить программное обеспечение.
Помимо классических фиксаций превышения скорости, комплексы умеют распознавать пока еще непривычные виды нарушений. В том числе:
- нарушение правил остановки, повлекшее создание препятствий для движения других автомобилей;
- нарушение правил применения ремней безопасности или мотошлемов;
- нарушение правил пользования телефоном водителем;
- пересечение «островка безопасности»;
- движение между полос;
- езда без включенных фар ближнего света или дневных ходовых огней;
- движение по тротуару;
- заезд под «кирпич»;
- движение по трамвайным путям через перекресток;
- движение задним ходом и разворот не из крайнего положения;
- нарушение правил стоянки на местах для электромобилей.
За 11 месяцев 2021 года с помощью камер было выявлено 89,7% всех административных правонарушений в области дорожного движения. «В отношении собственников транспортных средств наложено штрафов на сумму 101,3 млрд рублей, из которых исполнено 87,1% постановлений, на сумму 50,3 млрд рублей», — рассказывали в ГУОБДД МВД России.
Как подтвердили в беседе с Autonews.ru несколько производителей дорожных камер, сейчас комплексы можно научить практически любому виду фиксации составов, которые есть в ПДД. При этом в большинстве случаев менять старые комплексы на новые не обязательно: достаточно обновить программное обеспечение.
При этом, как обратил внимание Шухман, главная проблема при рассмотрении материалов с камер — это отсутствие возможности и времени у операторов внимательно изучить все обстоятельства. Из-за этого даже водители, которые вынужденно нарушили ПДД (например, объехали препятствие или увернулись от столкновения), получают штрафы. Кроме того, сами водители стали жаловаться на штрафы за отсутствие ремня — при этом они уверяют, что он просто не виден на черной одежде.
Насколько локализованы дорожные камеры и продолжат ли они работать
Средний срок службы комплексов фотовидеофиксации составляет 7–10 лет в зависимости от их типа. Все комплексы один раз в два года проходят обязательную процедуру поверки специальными метрологическими службами. Чаще всего они выходят из строя раньше этого срока по причине внешних воздействий. Например, из-за неблагоприятных погодных условий и сбоев в работе электросетей, а также из-за ДТП с наездами автомобилей на дорожные опоры освещения, на которых размещены комплексы.
«В других случаях речь обычно идет о замене каких-либо комплектующих, например, устройств подогрева вычислительного модуля видеокамеры, аккумуляторных батарей, механизмов фокусировки или модулей инфракрасной подсветки», — объяснили в «Око».
Там добавили, что, как правило, крупные производители и операторы систем фотовидеофиксации имеют стратегические запасы всех необходимых комплектующих и запасных частей для комплексов как минимум на один год вперед.
К примеру, как сообщил Autonews.ru оператор подмосковной системы фотовидеофиксации «МВС Груп», в связи с последними событиями компания оперативно прорабатывает возможность увеличения объема своих стратегических запасов в два раза.
Что касается программного обеспечения для комплексов фотовидеофиксации, в «МВС Груп» рассказали, что в компании используют собственный «софт».
«Это и система, позволяющая контролировать техническое состояние всех комплексов фотовидеофиксации, а также их обслуживание. Еще это уникальный аналитический модуль безопасности дорожного движения, который представляет собой интеллектуальное решение для анализа и прогнозирования аварийно-опасных участков дорог и очагов аварийности. Платформа собирает все типы данных из различных источников для учета и анализа ДТП, прогнозирует возникновение очагов ДТП и предлагает оптимальные варианты их предотвращения», —пояснили в «МВС Груп».
Тем не менее, в Ассоциации «Око» не исключили, что, несмотря на высокий уровень локализации, возможно подорожание комплексов фотовидеофиксации.
«Нужно будет решать вопросы логистики в то время, как очень часто в работе используется лизинговый транспорт/иностранные автомобили, которые имеют определенную амортизацию, им требуется ремонт, запчасти», — объяснили в Ассоциации.
Также там рассказали, что на рост цен окажет влияние изменение в логистической цепочке той небольшой части импортных комплектующих для отечественных систем фотовидеофиксации, к которым относятся микропроцессоры и модули памяти.