Письмо с информацией о разработке проекта об амнистии направил на имя председателя Верховного суда Вячеслава Лебедева депутат от партии ЛДПР Иван Сухарев. Речь идет обо всех штрафах за нарушения, которые предусмотрены «водительской» статьей 12 КоАП и «не представляют большую общественную опасность».
К примеру, не планируется амнистировать тех водителей, которых осудили по ст. 12.8 и 12.26 КоАП — за управление автомобилем в состоянии опьянения, передачу управления нетрезвому водителю и невыполнение водителем требования о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения. Информацию об отправке такого обращения Autonews.ru подтвердили представители партии ЛДПР.
«В условиях нынешней экономической ситуации и на фоне санкций освобождение россиян от административной ответственности за незначительные правонарушения является необходимой, обоснованной и уместной мерой, — говорится в обращении. — Прошу вас оказать содействие в предоставлении информации о текущем совокупном объеме обременения граждан Российской Федерации по штрафам за нарушения, предусмотренные гл. 12 КоАП (за исключением ст. 12.8 и 12.26)».
Какие перспективы у отмены штрафов ГИБДД
Руководитель Национального автомобильного союза (НАС) Антон Шапарин предложение депутата раскритиковал и назвал идею популистской.
«Идея звучит громко, хорошо и понятно. Потому что у нас все хорошо понимают, как действует амнистия и ее легко реализовать — просто обнуляются долги и штрафы, оформленные за определенное время ранее. Но это предложение вредное. Потому что, с одной стороны, штрафы у нас действительно воспринимают как негативное событие. Но мы не можем во всем идти на поводу у общественных настроений. Потому что штрафы гарантируют определенный уровень безопасности на дорогах», — указал на недостатки идеи Шапарин.
Как отметил Шапарин, многие штрафы, которые предусмотрены ст. 12 КоАП, оформляют не в упрощенном порядке, то есть не с помощью камер, а после остановки нарушителя инспекторами ГИБДД, которые выявляют реальные нарушения. При этом санкции могут последовать небольшие — такие, как штраф 500 руб. за нарушения по ч.1 ст. 12.5. Однако такая статья предусматривает еще и обязательное устранение выявленных нарушений. Так, инспекторы ГИБДД могут выписать соответствующее предписание об устранении той же тонировки.
«К примеру, водителя оштрафовали, потому что он ездил с неработающими фарами. И он после такого штрафа обязан это нарушение устранить. И что, такого водителя теперь амнистировать, чтобы он продолжал спокойно ездить с такой опасной неисправностью? На мой взгляд, это неправильно», — заявил Шапарин.
Эксперт уверен, что дальше инициативы эта идея не пройдет даже на фоне поиска решений для смягчения негативной повестки для автомобилистов. «Сейчас водителям важнее стоимость топлива. Лучше попытаться снизить расходы в этом направлении», — подытожил Шапарин.
Юрист Европейской Юридической Службы Орест Мацала обратил внимание на то, что амнистия по штрафам — пока только предмет обсуждения, а не готовый законопроект. «Как будет выглядеть итоговое депутатское предложение, можно лишь гадать», — отметил Мацала.
Что будет, если не платить штраф
Орест Мацала напомнил, что для оплаты административного штрафа нарушителю отводится 60 дней после вступления в силу постановления. Если в эти 60 дней штраф не будет оплачен, то в последующие 3 месяца нарушитель рискует получить дополнительное наказание в виде двукратной суммы штрафа, либо арест до 15 суток, либо обязательные работы до 50 часов (ст.20.25 КоАП).
Если нарушитель по прошествии 60 дней и в последующие 3 месяца не будет привлечен за несвоевременную оплату штрафа, то взыскать деньги смогут только приставы. Всего на взыскание штрафа отводится 2 года с момента вступления в силу постановления об административном нарушении. Если этот срок пройдет, то пристав окончит исполнительное производство и штраф «сгорит» (ст.31.9 КоАП).
Плюсы амнистии
Если инициатива найдет отклик в Госдуме, то поблажка будет актуальна в первую очередь должникам по штрафам ГИБДД, которых уже разыскивают приставы. Все будет зависеть от того, какую дату оформлении штрафа депутаты предложат сделать отправной при аннуляции наказания.
Например, предложение может содержать идею об отмене всех штрафов, которые попали на исполнение к судебным приставам. Или только тех, которые были оформлены в 2022 году. В базе судебных приставов находятся около 20 млн должников, которые не уплатили штрафы добровольно за последние годы.
В свою очередь, адвокат Марат Аманлиев инициативу об амнистии для штрафов ПДД поддержал. «Если иногда у нас прощают даже людей с уголовной ответственностью, то почему бы не простить людей с совсем мелкими прегрешениями. Хотя бы должников за период 2020-2022 гг — это были непростые времена. Изоляция, пандемия. Многие еще тогда лишились работы и попали в сложную экономическую ситуацию. А потом за ними еще стали гоняться приставы, блокируют карты, списывают деньги со счетов», — сказал Аманлиев.
По словам эксперта, важно будет точно прописать параметры для тех, на кого распространится действие амнистии.
«Считаю нужным списывать штрафы, но только за мелкие нарушения, например, я не говорю про лихачей, которые ездят с превышением 60 км/час или разворачиваются через двойную сплошную. Но те, которые проехали на несколько километров быстрее, конечно, заслуживают амнистии».
При этом Аманлиев сомневается, что идея получит поддержку со стороны профильных министерств, поскольку отмена штрафов одновременно означает значительные потери для бюджета страны. «Это огромные деньги и сейчас государство будет не готово от них отказываться», — заключил эксперт.